© RussianUK. Alll rights reserved
COMMUNITY/ART
Прорывы пандемии: как технологии подняли ажиотаж вокруг
современного искусства во время пандемии.
Прошел год с начала, как мы теперь все знаем, долгой и турбулентной пандемии, и ожидаемо наш мир
постепенно и одновременно стремительно изменился от привычного к… усиленно дигитальному. Как в
повседневной жизни, так и конечно в искусстве. С закрытием музеев и галерей и постепенно нарастающим
всемирным локдауном художникам пришлось брать продажи в свои руки, и в этом очень помог диджитал.
Первым на помощь пришли
всем привычные Фейсбук и
Инстаграмм.
В самом начале пандемии в
соцсетях начали появляться
группы, где за небольшую
сумму можно купить
оригинальную работу
художника, а художник
обязуется сам купить работу
одного/ой из коллег после
продажи определённого числа
своих работ. Так продажи
Британской группы Artist
Support Pledge, основанной
художником Мэттью Баррауз в
марте 2020, на сегодняшний
день насчитывают более 70 млн
фунтов.
Аннонс запуска проекта Artist Support Pledge в Инстаграмм
В похожей российской группе
“Шар и Крест” в фейсбуке,
основанной в апреле 2020 арт
дилером Максимом Боксером, к
февралю 2021 было продано
около 20 000 работ. Марат
Гельман и Евген Карась, также
создали свою группу "Сiль-
Соль", посвященную в основном
украинскому искусству. На
данный момент в группе
порядка 47 000 участников, и
более 6000 работ было продано
- что больше, чем за последние
несколько лет на всем
украинском рынке искусства.
Пост Марата Гельмана,
аннонсирующий запуск
проекта Сiль-Соль.
Еще один ресурс, внезапно захвативший мировое внимание
буквально несколько недель назад - Clubhouse. Это новый
формат соцсети, где люди общаются по интересам, и
только голосом и только “в прямом эфире” - ничего не
записывается (по крайней мере официально).
Художники и деятели искусства очень быстро взяли на
вооружение новый формат.
Сегодня здесь можно вступить в дискуссию с самыми
яркими персонами как русского, так и мирового искусства.
Коллекционер, галерист и активный блоггер Марат
Гельман, галерист и блоггер Сергей Гущин, а также
директор галереи Serpentine, известный куратор и
теоретик Ханс Ульрист Обрист - и многие другие
невероятно интересные личности в искусстве - частые
гости “комнат” в Clubhouse. А наиболее предприимчивые
уже конечно начали монетизировать дискуссии. Например,
еще 9 марта арт дилер Антон Меркулов организовал в ходе
дискуссии внезапный аукцион работы художника Леонида
Борисова под названием “Хуй”, которая в итоге продалась
за $9,000. И я уверена, это только начало.
Леонид Борисов, «Хуй», 2001, Оргалит/акрил, 44х50 см (Didi Gallery)
Ну и конечно, нельзя обойти стороной NFT - к которому мы могли наблюдать поистине взрывной интерес в начале
2021 года. В феврале 2021 глобальные продажи цифровых объектов с помощью NFT — составили $500 млн.
NFT, non-fungible token, с английского переводится как «невзаимозаменяемый токен». Это - уникальная запись в
блокчейне, которую невозможно заменить. Таким образом NFT - идеальный способ зафиксировать уникальность
того или иного объекта - полностью решая проблему с определением авторства или тиражностью. Так как
информация блокчейна хранится сразу на огромном количестве компьютеров, ее невозможно подделать или
заменить (во всяком случае пока).
NFT был создан в 2017 году, как раз для того, чтобы проводить операции с уникальными активами, и стал
идеальным инструментом коммерциализации цифрового
искусства, графики, элементов видеоигр, видео и музыки.
В искусстве технически это выглядит примерно так: файл
загружается ан специальную NFT-платформу (например,
Foundation.app, SuperRare, Nifty Gateway, Makersplace,
Rarible). Он регистрируется в блокчейне и получает
уникальный токен - который выступает в качестве
сертификата подлинности. Бум интереса к NFT искусству
появился совсем недавно, после громких онлайн продаж
цифровых произведений. Так, в начале марта группа
неизвестных крипто-энтузиастов сожгла работу Banksy
«Morons», и выставили на продажу ее цифровую копию. По
их словам, это - первый в истории пример трансформации
физического произведения в дигитальное. Согласно
CBS, картину приобрела блокчейн-компания Injective
Protocol.
«
Morons» от Бэнкси. Данные: Burnt Banksy.
Первым из влиятельных аукционных домов, принявших участие в
торгах NFT стал Christies, выставивший работу художника Beeple
‘EVERYDAYS: THE FIRST 5000 DAYS — она ушла за $69 млн. Аукционный
дом впервые принял оплату криптовалютой.
Работу купил анонимный основатель фонда Metapurse, который
вкладывается в NFT. Из реальных произведений современных
художников дороже продавались только Джефф Кунс и Дэвид
Хокни.
Из российских авторов недавно свои токены продали Pussy Riot,
Покрас Лампас и стрит-арт-художник Миша Мост.
В своем Твиттере Pussy Riot опубликовали расписание “дропов” (то
есть, публикаций работ), каждую субботу - до 3 апреля на
платформе Foundation.
Стилл из видео работы Pussy Riot “Terrestrial Paradise”,
проданный через NFT за £128,000 Pussy Riot, Twitter
11 марта, в тот же день, когда была продана
работа Beeple ‘EVERYDAYS: THE FIRST 5000
DAYS’ за $63.9m, уличный художник,
создатель каллиграфутуризма, Покрас
Лампас, стал одним из первых русских
художников, продавшим NFT - фото его
каллиграфического дизайна,
спроектированного на стену
гидроэлектростанции в Дагестане.
Безусловно, такой резкий ажиотаж вокруг дигитального искусства
положительно скажется на международном арт рынке, и
большинство прогнозов сводятся к тому, что этот сегмент рынка
будет динамично расти.
Однако есть и более скептические мнения. В недавнем материале
Bloomberg объясняет такой всплеск гораздо более прозаично: с
ростом биткоина (биткоин вырос в шесть раз за 2020 год)
конкретное сообщество людей, заработавших на криптовалюте,
тратят часть своего состояния на рекламу блокчейн-технологии,
привлекая внимание к рынку и стимулируя дальнейший рост - чтобы
праздник не кончался. По сути, создавая тем самым некий мыльный
пузырь.
И остается много вопросов: к прозрачности, регулируемости цен,
углеродному следу, оставляемому майнинговыми фермами, а также
к их надежности. Недавно хакеры украли с NFT-биржи NiftyGateway
токенов на сотни тысяч долларов.
Время покажет.
Анна Глинкина
Специалист по современному искусству, основатель проекта Abode
Получила образование в России и Великобритании, много лет занималась
рекламой и маркетингом, в современном искусстве 5 лет.
Abode - российско-британский проект, поддерживающий и
продвигающий перспективных актуальных художников из разных стран.
FB www.facebook.com/abodeart/
IN www.instagram.com/abode.art/
www.art-abode.com
Фрагмент ‘EVERYDAYS: THE FIRST
5000 DAYS’, beeple
Дизайн Покраса Лампаса,
спроектированный на
гидроэлектростанцию в Дагестане.
Фото: Twitter/Pokras Lampas