© RussianUK. Alll rights reserved
HOME HOME
COMMUNITY/ART
Способность к адаптации. Русское искусство в Лондоне в эпоху перемен. Искусство изначально - очень социально. Его нужно смотреть и обсуждать на выставках, в музеях, в студиях самих художников, на ужине в гостях. В  начале 2020 года все это стало практически невозможно или же сильно ограничено, причем сразу во всем мире. Еще в апреле, в самом начале пандемии, я общалась с галеристами, художниками и аукционными домами, и общей атмосферой была неопределенность - сколько все это продлится, смогут ли открыться выставки, готовы ли коллекционеры, да и сами площадки к массовому переходу в онлайн? Сейчас, спустя более, чем полгода, я решила снова связаться с ними и узнать, как они адаптировались к новым правилам, и как обстоят дела с русским искусством в это нелегкое время.  Разговор с Дарьей Христовой, руководителем русского отдела Bonhams в Лондоне, которая как раз находилась в командировке в Москве, завершая подготовку к предстоящим  в ноябре Русским торгам, получился очень позитивным. Дарья, мы разговаривали с Вами в марте, когда еще совсем не было понимания, как будут разворачиваться события в связи с пандемией. Расскажите, какие меры с тех пор вам пришлось предпринять, чтобы поддерживать активность аукциона, добиться хороших результатов даже в это очень сложное время? Аукционы действительно очень быстро адаптировались, несмотря на ситуацию. Мы ожидали значительного спада интереса со стороны продавцов и покупателей, так как они не могут посмотреть работы вживую, не могут приехать. Обычно все кризисы в мире влияют на арт рынок очень негативно. Этого не произошло. Наоборот, так как все засели дома, по крайней мере летом, наблюдался всплеск активности, как никогда раньше. Все хотели покупать, и это можно сказать не только про русское искусство, а и вообще про все периоды, художников самых разных направлений и национальностей. Даже работы довольно слабые уходили в 6-7 раз выше эстимейта. Такого я не помню. Мы не знаем, временный ли это всплеск. Но уже очевидно, что даже когда жизнь вернется в нормальное русло, если она конечно когда-то в него вернется, онлайн останется большой частью нашей работы. В сентябре мне удалось съездить в командировки в Европу, в тех же странах, куда попасть было нельзя, мы начали проводить эвалюэйшен дни онлайн. Мне лично это не очень нравится, я считаю, что вещи нужно видеть вживую, особенно антиквариат, но на данный момент это работает и достаточно успешно. Для осенних русских торгов мы собрали большой аукцион, 191 лот, что соотносимо с обычными нашими цифрами. Планировалось даже больше, но по разным причинам многое перенеслось на лето. Однако мы видим, что активность есть, людям интересно и покупать и продавать - как на самих аукционах, так и в качестве частных продаж, которых у нас также было довольно много. На Ваш взгляд, с чем связана такая активность, несмотря на все обстоятельства? Я думаю, это связано с несколькими вещами. Во-первых, у людей, которые покупали и уже имеют интерес к искусству, появилось больше свободного времени. Если раньше клиенты часто жаловались, что пропустили что-то интересное, то сейчас у них гораздо больше возможностей на что-то более подробно посмотреть. И во-вторых, конечно важный аспект - инвестиции. Сейчас люди не имеют возможность куда-то поехать, поэтому пространство собственного дома имеет еще большее значение. А искусство можно транспортировать, получить заряд эмоций дома, его можно продать - то есть, внешняя ситуация не влияет на это, получается, что искусство - некий островок стабильности. Сейчас мы наблюдаем, что люди уже немного устали от онлайн - бесконечные лекции, прямые эфиры. Поэтому мы не делаем онлайн мероприятия для клиентов. Пожалуй, самое большое изменение в моей работе - полная отмена “социальной истории” - лекций, завтраков и так далее. И это относится не только к русским торгам. Например, 15 октября у нас прошел очень успешный аукцион импрессионистов, на котором была продана работа Дали за 8 млн фунтов. При этом на выставке посетителей было крайне мало, и практически все участники аукциона вживую эту работу не видели. Все торги велись онлайн. С точки зрения привлечения новых клиентов - что вы предпринимаете, или вы работаете с той базой коллекционеров, которая уже сложилась? У нас как раз наблюдается большой всплеск новых клиентов со всего мира. Они приходят либо через агрегаторы, которые используются во время торгов, либо рекламу онлайн, social media - фейсбук, инстаграм. Руководство аукционного дома настаивает, чтобы мы делали больше активности онлайн. Первый русский онлайн аукцион прошел в сентябре и был посвящен нонконфрмистам. Это был первый опыт проведения аукциона только онлайн для русского отдела Bonhams. И нужно отметить, что конечно это очень удобно, и сильно сокращает расходы - это практически ничего не стоит в плане организации, в основном мое время на описание работ. Расскажите более подробно, как проходила подготовка, были ли какие-то сюрпризы с точки зрения организации, продаж? Во-первых приятно удивило то, что вся живопись была продана сразу. Работы на бумаге всегда уходят сложнее, но даже их мы продали уже после аукциона, как большую группу. Не могу сказать, что были какие-то удивительные цены, но был большой ажиотаж, и не только среди русских покупателей, но и например, американских. С точки зрения организации и логистики не было никак сложностей. Люди уже привыкли покупать например, на eBay - это практически то же самое. Делаются ставки онлайн, за две минуты до окончания покупатели боятся друг с другом. Аукцион висит онлайн от недели до трех недель, ставки все происходят в последний момент. В таком аукционе нет аукциониста, молотков, только онлайн. Появляется много новых видов аукционов, например, “гибридный” аукцион - когда все происходит также, как обычно, но при пустом зале. Для таких аукционов мы используем платфомы-агрегаторы, такие как ATG и Invaluable, которые приносят очень большой процент новых клиентов. И эти партнерства очень динамично развиваются, можно предположить, что за этим будущее. Расскажите, как повлияет текущая ситуация на грядущую в ноябре Русскую неделю? 25 ноября, как обычно, у нас будет большой аукцион, про который я упомянула выше. Как он будет проходить мы пока, честно говоря, не знаем. Можно предположить, что все будет то же самое, только с минимальным количеством людей. То есть, если раньше на торги могли прийти продавцы, журналисты, люди, которым просто интересно, то в связи с новыми правилами теперь могут прийти только те, кто заранее зарегистрировался, и в очень ограниченном количестве. Если я не ошибаюсь, на Бонд Стрит у нас ограничение 20 человек, а в Найтсбридже - только 5 человек в зале. Записаться скорее всего можно будет по принципу first come first served, но по опыту недавних аукционов можно предположить, что ажиотажа среди посетителей не будет в любом случае. На русскую неделю обычно приезжает много дилеров, но я не думаю, что в этом году кто-то приедет. Из крупных коллекционеров практически никто не приезжает уже давно, или приезжают, но не приходят на аукцион, все происходит по телефону. Не приедут коллеги из Москвы и из Нью Йорка, которые обычно присутствуют на торгах. Также никаких мероприятий и вечеринок, приуроченных к Русской неделе не запланировано в этом году, даже онлайн. Впечатляющая икона Михаила Нестерова «Спас Нерукотворный» из важной европейской коллекции, основанная на рисунках для росписи западного фасада церкви обители, станет топ-лотом Русского аукциона Bonhams в Лондоне, который состоится 25 ноября, ее оценка составляет 80 000–100 000 фунтов стерлингов. В описании лота Павел Климов, автор каталога-резоне о Нестерове, отмечает: «Комплекс мозаик, икон и стенных росписей Марфо-Мариинской обители по убеждению самого художника, как и по мнению исследователей, стал его высшим достижением в области монументального творчества. В лике Спаса, созданном Нестеровым, сочетаются строгость стиля и, одновременно, сдержанная экспрессия, полная трагизма». Другие топ-лоты аукциона: • «Стяг Всемилостивейшего Спаса», хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля: подготовительный этюд для значимого полотна Василия Ивановича Сурикова (1848-1916) «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Мастер монументальной исторической живописи Суриков кропотливо работал над каждым полотном. Представленный эскиз - подготовительный набросок к картине «Покорение Сибири Ермаком», которая когда-то принадлежала царю Николаю II и изображает решающую битву казачьего отряда с войсками сибирского хана Кучума в 1582 году. Оценка: 60 000–70 000 фунтов стерлингов. • «Натюрморт с рыбами и цветами» Михаила Федоровича Ларионова (1881-1964). Произведение, датируемое 1909 годом, предвосхищает уход художника от влияния французских импрессионистов в сторону развития нового живописного языка, известного как русский неопримитивизм. Оценка: 60 000–80 000 фунтов стерлингов. Если посмотреть на общие продажи, по сравнению с прошлым годом - они остаются на том же уровне, или все же есть спад? Сейчас сложно сказать. Несмотря на то, что есть даже какие-то увеличения в продажах, и на эти продажи мы затратили меньше сил и денег, в целом мы не дотягиваем до прошлогоднего бюджета. Конечно, мы пропустили довольно много за последние месяцы. Например, некоторые вещи для предстоящих русских торгов не пришли, из- за новой волны нокдауна в Испании и Италии - не успели сделать экспортную лицензию, и вещи застряли. То есть, те торги, которые проходят, проходят успешно, но если бы не было локдауна, у нас было бы больше вещей и потенциально больше продаж. И мы не знаем, что будет в следующем году, если все будет продолжаться в таком же режиме, есть вероятность, что все пойдет на спад. Есть ли какие-то новые тенденции, какие художники, периоды становятся популярными? Сейчас сложно сказать опять же, сложилось ощущение, что сейчас берут все. Во время локдауна я принимала участие в разных аукционах, естественно, без публики, это и старые мастера, и 19 век, и исландские художники, например. Интерес был ко всему, всплеск относится ко всем дисциплинам. Если посмотреть на процент продаж - не только у нас, но и в других странах, с начала пандемии, когда аукционы снова открылись, продавалось 90-98 процентов лотов, тогда как обычно считается 70 процентов - отличный результат. Что касается русского искусства, в рамках частных продаж хорошо продавалось все, от нонконформистов, до 19 века. Подъем интереса есть не только в искусстве, но и в фарфоре, винах, часах. С автомобилями только сложнее - это особенная дисциплина. Обычно коллекционеры любят приезжать, процесс очень важен - посидеть в автомобиле, поводить, пообщаться  с друзьями. Уильям Макдугалл, директор и сооснователь одного из самых молодых и быстро развивающихся аукционных домов Лондона, специализирующимся на русском искусстве, McDougall’s, также поделился своим видением ситуации, сложностями, с которыми пришлось столкнуться, а также впечатляющими достижениями. Очевидно, пандемия повлекла за собой множество сложностей для аукционных домов и арт мира в целом. Расскажите, с какими проблемами столкнулись вы, и какие меры пришлось предпринять, чтобы обеспечить успешную работу аукциона? Основными проблемами стали правительственные ограничения, а не сама болезнь, от которой на самом деле умерло не так много людей по сравнению, например, с гриппом в особенно тяжелый год. В Великобритании с 23 марта была введена строгая изоляция, при этом публичные аукционы были полностью запрещены. С 10 мая последовало постепенное ослабление, но недавно возобновилось ужесточение. Самой большой проблемой стало ограничение путешествий, особенно для наших покупателей, большинство из которых проживает в России, а также во Франции и других стран мира. И хотя транспортировка произведений искусства была возможна, здесь тоже возникали проблемы. Например, в течение нескольких месяцев мы не могли получить разрешения на экспорт ценных произведений искусства, поскольку соответствующие правительственные учреждения были просто закрыты. В июле и августе нам удалось побывать в командировках в России, но и это было связано с большими трудностями. Новые правила были очень сложными и непредсказуемыми. В связи с этими ограничениями мы не могли проводить выставки, а русский аукцион 30 мая прошел без участников в зале, а на аукцион 15 октября по предварительной записи пришли лишь немногие. В этих обстоятельствах мы особенно рады, что в этом году продажи на аукционах достигли 5 миллионов долларов, не считая частных продаж. При значительном снижении затрат за счет работы из дома и отсутствия выставок, аукционный дом остается прибыльным и стабильным. Как ситуация с пандемией повлияла на интерес покупателей и продавцов?  Очевидно, ограничения и неопределенность в некоторой степени отпугнули покупателей и продавцов, но мы приятно удивлены тем, что в большинстве своем интерес сохраняется, несмотря на все сложности. Расскажите про недавние Русские торги? Что было наиболее сложно? Результаты торгов оказались очень позитивными - вы ожидали такой ажиотаж? Какие лоты стали хайлайтами для Вас? Продвижение аукциона, в ситуации, когда выставки, особенно наша традиционная выставка в Москве, невозможны или связаны с большими сложностями, - тяжелая задача. Мне кажется, мы были первым крупным британским аукционом, на котором присутствовали участники, по предварительной записи и с социальным дистанцированием. Впечатлила продажа двух шедевров Ивана Шишкина - зрелого периода и юношеской работы. А совершенно потрясающий ранний Рерих был продан после аукциона в рамках частных продаж. Осеннюю Русскую неделю - Russian Art Week -  всегда с нетерпением ожидают во всем мире. Как она будет проходить в этом году? Суть Russian Art Week всегда заключалась в том, что в Лондон приезжает много покупателей из России, Украины, Франции и других стран на несколько дней аукционов и выставок. Учитывая британские правила карантина для путешествий, это сейчас невозможно. Следовательно, имеет смысл распределить аукционы в течение года. В мае- июне не было единой Русской недели. В этом году мы сделали акцент на торги в мае и октябре, в ноябре-декабре проводить торги мы не будем. Какие наблюдаются тенденции - какие периоды более популярны? В то время как классическое фигуративное искусство конца 19 - начала 20 веков остается популярным, наблюдается рост интереса к нонконформистскому и современному искусству. Есть ли изменения в восприятии русского искусства за последние несколько лет, рост интереса к нему? Рынок часто определяет «современное русское» как все постсоветское реалистическое искусство. В любом случае, взять это определение, или работы, созданные за последние пару десятилетий, интерес, безусловно, растет, и обоснованно, особенно среди новых коллекционеров. Каким вы видите будущее мира искусства и русского искусства в частности? It can only go from strength to strength. Катрин Левин, основательница Katrine Levin Gallery, также смотрит на ситуацию довольно позитивно. По мнению Катрин, сейчас, когда все мы гораздо более изолированы, многих привлекает позитивная энергия, которую несет искусство, и люди продолжают активно покупать. Катрин работает с художниками из мест, менее “освоенных” арт рынком, и в работах всегда ищет ощущение радости и красоты, которые они несут в нашу жизнь и в том числе в наш дом. С этим согласны и клиенты Катрин. Для того, чтобы адаптироваться к новым условиям, выставки галереи теперь проходят онлайн, а включение видеоматериала с художниками делает их более динамичными. Вот адреса, по которым можно найти текущие проекты: www.katrinelevin.com  https://www.katrinelevin.com/exhibitions Персональная выставка Левана Лагидзе, “Возвращение” пройдет в онлайн пространстве галереи с 19 ноября по 19 Декабря. Изначально выставка должна была пройти в Лондонском St. James’s. Но из-за ситуации с ковидом ни сам художник, ни многие клиенты галереи не смогут приехать в Лондон, поэтому было принято решение сделать выставку диджитальной, и интерактивной. Само название, Возвращение, относится к более широкому понятию возвращения к самим себе, в то время, когда обстоятельства заставляют нас задуматься, сделать паузу в безумном темпе наших привычных рутин, и попробовать найти то, что действительно делает нас счастливыми. Выставка включит в себя 9 больших работ и 22 работы из серии “Мой путь” - это совсем небольшие, 35Х32 см работы, веселые и яркие, из которых коллекционеры смогут подобрать коллаж, наиболее подходящий для их интерьера. Сейчас Катрин работает над созданием серии видеороликов с Леваном. Во время вернисажа 19 ноября состоится виртуальный интерактивный прямой эфир с художником. Приглашения на вернисаж будут доступны в начале ноября.  Известный русско-британский, художник-портретист Светлана Камерон продолжает готовиться к персональной выставке в галерее D Contemporary в Лондонском Mayfair, районе, где сосредоточены самые престижные галереи. Изначально запланированная на май 2020 и не состоявшаяся из-за пандемии, выставка перенесена на май 2021 года. «Событие, которое не состоялось, было задумано как празднование 15-летия моей творческой деятельности, и должно было продемонстрировать эволюцию моего стиля, и показать около 30 лучших портретов, созданных за последние 15 лет. Была проделана колоссальная работа и многочисленные переговоры для того, чтобы заимствовать работы из частных коллекций, собрать их в галерее в Лондоне и дать всем желающим уникальную возможность увидеть их в оригинале. Предстоящая выставка 2021 года будет организована по такому же принципу, хотя придется внести изменения и в концепцию события, и в состав экспозиции. Я очень надеюсь, что к маю 2021 года будут сняты все ограничения на массовые мероприятия, потому что без возможности собрать гостей и пригласить ценителей лично прийти в галерею выставка теряет смысл.» «Все мои выставки, мастер классы и участия в арт-фестивалях были перенесены на следующий год, поэтому 2021 год обещает быть особенно насыщенным, если ситуация в мире нормализуется. Стало затруднительно встречаться с заказчиками. Я никогда не пишу портреты по чужим фото: встреча с человеком, которого я собираюсь запечатлеть – обязательное условие и самый важный этап в моей работе. Именно живое общение позволяет мне настроиться с человеком на одну волну, почувствовать настроение и характер, и понять как именно нужно его нарисовать. Недавно у меня состоялся первый в моей жизни дистанционный портретный сеанс: мы общались с семьей заказчиков через Зум, обсуждали композицию портрета во всех деталях, выбирали одежду. Я как режиссер руководила процессом, подсказывала какой выбрать ракурс, как изменить позу, как выставить свет, и т. д., и они, следуя моим советам, собрали для меня весь необходимый фото и видео материал, которым я теперь могу пользоваться при написании портрета. Это был эксперимент, который прошел удачно, так что на время пандемии у меня есть временное компромиссное решение проблемы, но все же живое общение и работу с натуры ничем не заменить.» Также, поддавшись всеобщему тренду во время карантина, Камерон занялась собственным развитием, много училась и общалась онлайн. Как результат теперь художница готовит к запуску свой первый образовательный проект - онлайн школу портретного искусства. Сейчас активно идут съемки видео уроков для авторского курса, в котором Камерон продемонстрирует создание портрета от начала до конца в своей авторской технике и поделится не только секретами мастерства, но и знаниями в области портретного искусства в целом, и опытом по развитию успешной карьеры. Уроки будут доступны на двух языках – русском и английском. Регистрация откроется в ноябре, старт курса запланирован на декабрь. Все желающие получить более подробную информацию могут подписаться на Инстаграм аккаунт @svetlana.cameron и на новостную рассылку на сайте www.svetlanacameron.com В ответ на все сложности, которые повлекла за собой пандемия, и чтобы морально поддержать своих фанатов и коллекционеров, известная современная художницу Ольга Ломака разработала новую серию скульптур, “Пространство и Время”. Серия вдохновлена путешествием нашей удивительной планеты, а вместе с ней и всех нас, сквозь необъятные просторы космоса. В сочетании с яркими, сверкающими цветами поп-арта и магией розовой пантеры - визитными карточками Ломаки - серия способна осветить даже самые мрачные уголки нашей галактики. «Играть с перспективой, сравнивать иллюзию с реальностью, строить цветные радуги - мечтать так, как мы все мечтали, когда были детьми». - комментирует сама Ольга устремления, которые отражают новые работы. В связи с пандемией и по просьбам многочисленных фанатов, важным фактором стала доступность работ, поэтому серию скульптур дополнят недорогие работы на бумаге - The Comic Voyage. Серия завершенных вручную принтов, каждая из которых представляет собой уникальное произведение искусства со многочисленными слоями трафаретной печати из золота, неоновых и серебряных вставок, будет произведена в известной на весь мир Jealous Studio в Лондоне. Новые работы анонсированы в Инстаграм Ольги Ломака: @lomakaart В октябре 2020 года прошла первая выставка группы русскоязычных женщин-художниц из Великобритании B. A R T group. Открытие было продублировано в онлайн, для того, чтобы как можно больше любителей искусства смогли принять участие в событии. B. A R T group была основана в 2018 году с целью поддержки русскоязычных женщин-художниц Великобритании, сотрудничества в реализации творческих идей и совместных проектов. Среди участниц группы - иллюстраторы, преподаватели, писатели, владелицы креативных бизнесов и студий. В своем творчестве они представляют различные течения, которые впервые были объединены в общую выставку. "Эта осенняя выставка была вдохновлена природой, состоянием гармонии и созерцания. В эпоху глобальной неопределенности и разъединения художницы обратились к глубинным эмоциям и интуиции, исследуя новое пространство и отношения, которые рождаются между человеком и миром вокруг него, -  говорит лидер группы Надя Олефир. - Искусство стирает видимые границы между людьми и природой - оно позволяет нам вспомнить о том, что на самом деле мы едины". На выставке представлены работы в разных стилях, включая постимпрессионизм и современное искусство, с использованием широкого спектра материалов, таких как акварель, акрил, масло на холсте и скульптурные фрагменты. Разнятся и палитры цветов - от традиционных теплых тонов земли до глубоких космических или футуристичных неоновых оттенков.   Участницы B. A R T group: Надя Олефир - руководитель группы B.ART, современный художник, учитель рисования, визуальный художник и поэт. Ардак Касенова - художник, основатель ZenART Supplies. Мария Лаврова - современный художник, писатель- этнограф, руководитель консалтинговой компании Multicom Consulting Ltd. Даша Федорова - художник, автор, аниматор. Жанна Громова - художник. Александра Пашкина - художник, педагог, основатель художественной школы "Карандаш". Евгения Алексеева - художник-импрессионист, работающий маслом. Полина Куприянова - художник, основатель PKart STUDIO. Елена Шамова - актриса, фотограф, писатель. Евгения Имански - художник- акварелист, преподаватель рисования. Катерина Кислицкая - графический дизайнер, член Ассоциации иллюстраторов, основатель бренда Wind on Paper. Информацию о выставке и видео с открытия можно найти в фейсбуке: https://www.facebook.com/RSGovUK
Анна Глинкина Специалист по современному искусству, основатель проекта Abode Получила образование в России и Великобритании, много лет занималась рекламой и маркетингом, в современном искусстве 5 лет. Abode - российско-британский проект, поддерживающий и продвигающий перспективных актуальных художников из разных стран. FB www.facebook.com/abodeart/         IN www.instagram.com/abode.art/ www.art-abode.com