© RussianUK. Alll rights reserved Tel: 0208 445 6465
HOME HOME
Анна Глинкина Специалист по современному искусству, основатель проекта Abode Получила образование в России и Великобритании, много лет занималась рекламой и маркетингом, в современном искусстве 5 лет. Abode - российско-британский проект, поддерживающий и продвигающий перспективных актуальных художников из разных стран. FB www.facebook.com/abodeart/         IN www.instagram.com/abode.art/ www.art-abode.com Искусство во время пандемии, или May you live in interesting times.  ЧАСТЬ 1 Действительно, как отметила в нашем разговоре руководитель русского отдела Bonhams в Лондоне, Дарья Христова, девиз совсем недавно прошедшей 58-ой Венецианской Биеннале “May you live in interesting times”, - оказался пророческим. Когда я задумывала эту статью, “вирус” был чем-то совсем далеким, нереальным, происходящим далеко в Китае. Единственным тревожным звоночком для арт мира была отмена Art Basel в Гонг Конге. Идея была в том, чтобы собрать некий путеводитель по русскому искусству в Великобритании - собрать мнения, тенденции и интересные события в одном месте. Я общалась с художниками и галереями, и все с радостью делились своими планами на ближайшие месяцы. Никто не мог даже представить, что буквально через пару недель все кардинально изменится, музеи и арт пространства закроются по всему миру, и планы придется адаптировать, откладывать. Однако я думаю, что именно в такие моменты как раз и нужно поддерживать, обсуждать, интересоваться этими, пусть и отложенными планами. Уже нет сомнений, что большинство из проектов будут отложены - поэтому я буду стараться приводить источники, где можно следить за развитием событий и переносом дат. Одним из важнейших “барометров” арт рынка являются аукционы - именно здесь формируются цены на работы, определяются тренды и изменения в предпочтениях коллекционеров. Я пообщалась с представителями двух из крупнейших аукционных домов Лондона: Еленой Курбатской - пресс-секретарем аукционного дома Christie’s, и Дарьей Христовой - руководителем русского отдела Bonhams, чтобы узнать о тенденциях в русском искусстве на мировом рынке, а также о том, как новый корона вирус может повлиять на традиционные русские торги во время “Русской недели” в Лондоне в июне. Елена Курбатская поделилась мерами, которые были оперативно приняты Christie’s в виду стремительного распространения корона вируса, и динамикой, которая за последние несколько лет наблюдается в русских торгах аукционного дома.   Принимая во внимание новости о вспышке коронавируса, Christie’s продолжает следить за развитием ситуации во всем мире и оценивает потенциал ее воздействия на наш бизнес, наших сотрудников и клиентов. В свете отмены ярмарки Art Basel Hong Kong были перенесены гонконгские торги, Nicolai Fechin (1881-1955) The Manicure. Portrait of Mademoiselle Girmond, oil on canvas 28 ¼ x 26 ½ in. (71.8 x 67.3 cm.) Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) Натюрморт с сиренью, 1928. холст, масло. 80 x 65.4 cm. Ivan Shishkin (1832-1898) Sukhostoi, signed in Cyrillic and dated 'I. Shishkin - 97.' (lower right), oil on canvas 58 x 35 ¾ in. (146 x 90.9 cm.) Painted in 1897 посвященные искусству ХХ века, вечерний аукцион современного искусства и винные торги с марта на май, чтобы они совпали с весенней серией аукционов в Выставочном центре Гонконга. Нью-йоркская неделя искусства стран Азии перенесена с марта на июнь за исключением аукциона «Искусство модернизма и современное искусства Южной Азии», который пройдет 18 марта, как и было запланировано. Апрельский аукцион китайского искусства в Гонконге частично преобразован в онлайн-торги отдельных лотов, остальные будут выставлены на продажу в октябре. Дубайские часовые торги перенесены с апреля на октябрь, а миланский аукцион Thinking Italian – на ноябрь. Мы считаем, что это правильные и своевременные решения, которые помогут обеспечить наилучшие условия продаж от лица наших клиентов. Мы публикуем регулярные обновления на сайте: www.christies.com/announcements Есть ли в целом изменения в восприятии русского искусства за последние несколько лет?    Русское искусство XVII-XXI веков во всех своем многообразии всегда было привлекательным для коллекционеров. Хронологически можно выделить несколько этапов развития этой категории. Отдельные произведения русского искусства начали появляться на торгах Christie’s в первой четверти ХХ века, а первые русские торги прошли в 1972 году. Во время перестройки был заметен активный спрос со стороны международных коллекционеров, проявлявших интерес к истории России. В начале 2000-х годов большую активность на торгах начали проявлять коллекционеры из России. Они стали формировать собственные коллекции. Многие из работ, уходивших с молотка в то время, больше на рынок не возвращаются. Это говорит о том, что они нашли свое место в частных собраниях. Какие периоды русского искусства сейчас наиболее популярны на торгах Christie’s?    Департамент русского искусства Christie's – один из самых уникальных в аукционном доме. Он имеет дело с самыми различными произведениями: от живописных полотен и работ на бумаге до предметов декоративно- прикладного искусства, включая изделия Фаберже, императорские драгоценности, а также изделия, украшенные эмалью, милитарию и яркие образцы советского фарфора. Все эти категории пользуются спросом у коллекционеров, но в особенности ценятся уникальные и редкие вещи с выдающимся провенансом.   Появляются ли новые русские имена на международном рынке?   Новые имена на аукционах Christie’s также представлены. Среди лотов встречаются работы художников- шестидесятников и ныне живущих авторов, которые уже заняли свое место в истории русского искусства. Но необходимо помнить, что аукционы – это вторичный рынок, поэтому здесь превалируют исторические вещи. Мы гордимся тем, что впервые открыли имена Константина Сомова, Марии Якунчиковой, Ивана Похитонова и многих других для рынка русского искусства. Нам выпадает редкая возможность выставлять значимые собрания на торги. В прошлом году мы представили на аукционе редкую графику Сергея Чехонина, которая прежде не появлялась на рынке. Помимо этого, на наших торгах впервые появляются такие шедевры, как "Натюрморт с сиренью" кисти Кузьмы Петрова-Водкина, ушедший за рекордную цену 9,3 миллиона фунтов в июне 2019 года и став самым дорогим произведением, проданным в рамках аукционов русского искусства. Кто покупает русское искусство в Лондоне? Это все же больше русские, живущие за границей, или интерес среди иностранцев?   Покупателями преимущественно являются русскоговорящие клиенты, проживающие по всему миру. В отношении отдельных категорий, например – работ фирмы Фаберже или советский фарфор, есть исторически сложившийся международный интерес.   Ваши рекомендации для коллекционеров - на что делать ставки, что будет набирать популярность?   Мы всегда советуем нашим клиентам покупать то, что им нравится. При этом стоит обращать внимание на лучшие работы в той ценовой категории, которую вы можете себе позволить. С вопроса о корона вирусе начался и наш разговор с руководителем русского отдела Bonhams в Лондоне, Дарьей Христовой.  Как повлияет ситуация с корона вирусом на предстоящие русские торги в июне? Есть ли вероятность, что торги будут проходить онлайн, или перенесутся на более поздние даты? В Bonhams планировалось два аукциона: первый - 3 июня, который традиционно включает иконы, декоративно- прикладное искусство, живопись и современное искусство; и второй - онлайн аукцион искусства нон- конформизма, где мы планировали представить менее дорогие работы, которые обычно не попадают в основные русские торги. ALEXEI ALEXEEVICH HARLAMOFF (RUSSIAN, 1840-1925) Contemplation, signed 'Harlamoff' (lower left), oil on canvas, 56.5 x 44.5cm (22 1/4 x 17 1/2in). SERGEI KOVALSKY (RUSSIAN, BORN 1948), Rozhki da Nozhki' signed in Cyrillic, titled and dated '1991' (verso), oil on canvas, 104 x 84cm (40 15/16 x 33 1/16in). GEORGI ALEXANDROVICH LAPCHINE (RUSSIAN, 1885-1950), Paris, 1910s , signed in Cyrillic (lower right), oil on cardboard, 49 x 62.7cm (19 5/16 x 24 11/16in). KONSTANTIN ALEXEEVICH KOROVIN (RUSSIAN, 1861-1939), Troika, signed in Latin and inscribed 'Russie'; with artist's studio stamps, oil on card, (13 x 16 1/8in). A GOLD AND ENAMEL LOCKET BANGLE Maker's mark FK, St. Petersburg, late 19th century, diameter: 6.1 cm (2 3/8 in). Работы для аукционов уже собраны, и на данный момент продавцы, понимая ситуацию, готовы подождать и надеятся на лучшее. Мы также непременно будем максимально защищать интересы как наших продавцов, так и коллекционеров. Но сейчас сказать, состоятся ли торги в июне, невозможно - события развиваются очень стремительно. На этой неделе торги идут (интервью состоялось 18 марта - прим. АГ), но будет ли открыт аукционный дом на следующей неделе, мы не знаем. Что касается онлайна, это конечно замечательная платформа для продажи, но все не так просто. Для того, чтобы аукцион состоялся, необходимо собрать работы - а это командировки в разные страны, экспортные лицензии, чтобы привезти работы в Лондон. Ситуация с перелетами и лицензиями из-за пандемии сейчас сложная как в Европе, так и в Америке. Например, несмотря на то, что у нас есть работы, которые мы можем продавать, они могут находиться в офисе в Италии - и в данный момент их просто невозможно оттуда вывезти, и даже если не закроют границы, мы скорее всего просто не успеем сделать лицензии. Плюс к этому, с точи зрения закона, проведение любого аукциона предполагает физическую выставку, хотя бы в течение одного дня, - чтобы у коллекционера была возможность посмотреть работу, - иначе действуют совершенно другие законы, поэтому перейти полностью в онлайн будет крайне сложно. В данный момент все аукционные дома обсуждают между собой, что делать, и это будет общее решение. За обновлениями можно следить на сайте www.bonhams.com Как в целом воспринимается русское искусство за границей? Есть ли изменения в восприятии и что на это влияет?  Несмотря на осложнение политической ситуации между Россией и Великобританией с 2015 года, за этот период в Лондоне прошло много больших и маленьких выставок русского искусства, мероприятий, лекций, концертов, театральных представлений, балетов, что несомненно способствует поддержке русской культуры. Из больших выставок это - выставка Revolution: Russian Art 1917–1932 в королевской академии (2017), выставка Russians, Royals and the Romanovs в Букингемском дворце (2019), выставка Натальи Гончаровой в Tate Modern (2019). Эти выставки рассчитаны на международного зрителя, и конечно помогают привлечь внимание международной публики к русскому искусству, что помогает и нам в нашей работе, и не может не радовать. Возобновление интереса к русскому искусству подтверждают и отличные результаты осенних торгов Bonhams по русскому искусству. Например, топ-лот аукциона, “Березы” кисти Натальи Гончаровой, был продан почти в 2 раза выше эстимейта, за 250 тысяч фунтов. Интерес снова растёт не только среди пост-советского поколения русских коллекционеров, которые долгое время являлись основными покупателями русского искусства, но и среди международных коллекционеров. Например, британские коллекционеры стали также живо интересоваться покупкой работ Гончаровой - эскизов, рисунков, костюмов, после выставки в Тейт. На рост интереса среди “не русских” покупателей повлияла и относительная демократизация цен после кризиса 2015 года- раньше они не могли даже подступиться к русскому рынку искусств. В среднем они готовы заплатить от 5 до 25 тысяч фунтов за работу. Что касается современного искусства - к сожалению, пока ситуация сложнее. Есть много интересных художников, и Bonhams всегда старается включить работы современников в торги, но это всегда непредсказуемо. Для того, чтобы русские художники выходили на международный уровень, должно происходить много выставок, их необходимо представлять на международных ярмарках, их должны собирать - необходимо, чтобы они были всегда на слуху. Сами коллекционеры по сути формируют интерес к художнику - это мировая практика. У нас, к сожалению, это не так развито, у самих коллекционеров нет осознания, что рынок нужно поддерживать - покупать на открытых торгах, тем самым создавая ажиотаж, раскручивая имя художника, - поэтому русский рынок современного искусства страдает. Это очень хороший и важный совет коллекционерам - самим начинать формировать рынок, но что бы Вы могли посоветовать при выборе работ? Искусство - это всегда хорошая инвестиция, но все же не такая ликвидная, как например, драгоценности, поэтому я бы посоветовала не прислушиваться к консультантам, а покупать то, что нравится. Расскажу пример из истории. Многие дипломаты, жившие в СССР, были большими поклонниками нон-конформистов, и покупали работы этих художников за копейки - просто потому что нравилось. Сейчас они стали миллионерами -  цены на нон-конформистов взлетели. А те, кто вкладывался в “Шишкиных” и Фаберже, рассчитывая заработать, остались по большей части с подделками. И таких примеров очень много. Что касается уже развитого рынка, команда Bonhams всегда может дать экспертные советы. Конечно, всегда есть “первые” имена, и “первые” работы, и таких работ на рынке с каждым годом все меньше. Есть ли какие-то периоды, жанры русского искусства, которые особенно популярны? Значимые работы, шедевры, не важно из какой эпохи - всегда вызывают интерес, их осталось не так много. Например, монументальное полотно Айвазовского с хорошим провенансом, выставочной историей, маленьким количеством реставраций, будет также хорошо продано, как и авангард, за которым все гоняются, или 30-е годы, например, Дейнека, который сейчас тоже очень ценится. Сложно сказать, какой период превалирует, все зависит от качества самой работы. Удивительно для меня, но наблюдается возвращение интереса и рост цен на искусство 19 века, люди снова ищут работы Айвазовского, виды Кремля. На какое-то время цены на эти работы упали, интерес переместился на авангард, серебряный век, потом на соц-реализм, например на Нисского были миллионные продажи. Это опять же связано с коллекционерами -  например, когда ушли с рынка коллекционеры, покупавшие соц- реализм, цены на него упали. На рынке современного русского искусства пока не наблюдается какого-то прорыва, нет имен, которые действительно выстрелили. Но я очень надеюсь, что это случится очень скоро, и мы также готовы оказать поддержку коллекционерам. Есть уже имена, вписанные в мировой процесс и историю искусств, например Илья Кабаков. Проблема в том, что о них не знают коллекционеры. Нужно продолжать выставочную деятельность, печатать книги - на разных уровнях: больших и маленьких проектов. Это медленный процесс, но это придет, покупатель изменится, русский рынок перестанет зависеть от русских покупателей. Было бы здорово, если бы появился кто-то вроде Дягелева, продюсер, меценат - кто смог бы заново прославить русское искусство за рубежом. Интересно, что к моменту публикации статьи ситуация снова кардинально поменялась, например Christie’s заново открыл офисы в Китае и других странах Дальнего Востока, а все галереи, музеи и аукционные дома в Великобритании закрылись на неопределенное время. Надеемся, что проекты, о которых пойдет речь ниже (часть 2), будут затронуты минимально  - следите за обновлениями. 
COMMUNITY/ART