RussianUK home page
Russian London Courier front page
New issue
Advertising in LC
Subscription
Where to buy LC
Contact us
Your letters
Private adverts
The Russian UK magazine
Contents RD
Advertising in RD
Subscription

Начало > The RussianUK > Статьи (Лето 2007) > Зелёный, длинный и экологически чистый. Огурец или модный аксессуар?!

Зелёный, длинный и экологически чистый. Огурец или модный аксессуар?!

 

На мне застиранная футболка, шорты из старых джинсов, резиновые боты. В багажнике лежит грязное ведро, а в нём лейка, лопата, секаторы, садовые перчатки, диктофон и камера. Я сажусь в машину и еду брать интервью у самого модного из всех известных мне мужчин. Нет, он не метросексуал, не дизайнер и не звезда шоубизнеса. Он встречает меня в футболке с эмблемой кембриджской Strawberry Fair 2000 года и дырявой соломенной шляпе. Герой третьего тысячелетия.

Его зовут Дэйв Фокс, ему 42 года, он программист, живёт в небольшом двухспаленном доме и является председателем садово-огородного товарищества на окраине Кембриджа, где мы с мужем четвёртый год боремся с сорняками на своих двух сотках. Мы сидим на скамейке под палящим июньским солнцем, окружённые лоскутными участками земли c грядками, ягодными кустами и присущим огородам всех стран уютным сельскохозяйственным бардаком. Мы говорим о натуральном хозяйстве и русских дачах, о южноафриканской клубнике и строительстве атомных электростанций, о переработке мусора и воспитании детей. Мы обсуждаем, ни много ни мало, будущее планеты Земля. Между сарайчиком с садовыми инструментами и пугалом с головой из старого футбольного мяча о вечном думается легко и с оптимизмом.

«Своё, непокупное» Дэйв начал выращивать девять лет назад, ещё до захватившей страну огородной лихорадки. Поначалу была пара картофельных грядок. С годами втянулся, пристрастился. Купил дом в прилегающем к огородам районе, теперь его участок – фактически продолжение сада. Ассортимент расширился: огурцы и помидоры, кабачки и редька, бобы, фасоль, морковь, чеснок, капуста брюссельская, красная и белокочанная... С особой гордостью он показывает мне развесистые кусты листовой свёклы, по-английски называемые swiss chard. «Вот это, - говорит, - ни в одном супермаркете не купишь, вянет слишком быстро. А тут, пожалуйста, растёт и радуется.» «Да, - говорю я скептически, - растёт отлично, сама от него избавиться не могу. Одна беда – в хозяйстве бесполезен.» Мне немедленно был продиктован рецепт супа-пюре из этих самых листьев, лука и специй. Цвет, по словам Дэйва, получается какого-то совершенно необыкновенного зелёного оттенка. Вкус не отстаёт. Да уж, думаю я, суперзелёный свекольный суп - это по-нашему, по-английски.

Дэйв уже давно избегает в супермаркетах отдела ‘овощи-фрукты'. Яблоки покупает на рынке, бананы и зимнюю клубнику презирает. Сезонность и разнообразие, по его словам, вполне сочетаются и в нашем непредсказуемом климате. Тыквы, кабачки и патиссоны в большой корзине всю зиму украшают интерьер гостиной и составляют основу его вегетарианской диеты. Зелёный горошек, стручковая фасоль, петрушка, укроп, мята и даже помидоры хранятся в морозильной камере. Лук и картофель, не мне вам рассказывать, замечательно себя чувствуют в платяных мешках в подвале.

Обычный, по сути своей, русский дачник, здесь Дэйв был бы бесценным приобретением для любой из политических партий. Он похож на клубни молодой картошки на его грядках – ровный, непретенциозный и полностью органический, без искусственных добавок. На его кухне, в саду и в офисе живут сразу несколько контейнеров для мусора. Картонные коробки и пищевые отходы отправляются на компостирование, стекло, бумага и чаевые пакетики – на рециклирование, непрошедшие контроль качества компакт-диски с его программами отпугивают птиц с капустных грядок, а старые фонарные плафоны с кембриджских улиц служат индивидуальными парниками для огуречных плетей. Корреспонденция от Дэйва приходит в потрёпанных, заклеенных скотчем конвертах с напечатанным на обороте адресом банка или страховой компании. Вторичное использование: получил письмо – перешли конверт другому. Так в бразильских джунглях остаётся в живых ещё одно деревце.

Он ездит на работу на велосипеде, не летает в отпуск на самолёте, покупает органический стиральный порошок пятикилограммовыми мешками в магазине «альтернативных решений» и чуть не криком доказывает мне, что строительство новых АЭС – это цементирование, разрушение природного баланса и скорее похоже на адский заговор против человечества, чем на прагматичный расчёт правительства на будущее.

Я выключаю диктофон в тот момент, когда на пятачок травы посреди участков выруливает огромный «ленд-ровер», из которого вылезает вооружённое лопатами семейство. Дэйв бросает мне выразительный взгляд и направляется в сторону водителя, громкоголосого лысеющего балагура. По жестикуляции понимаю, что обидчикам окружающей среды придётся отправиться на парковку в другое место. Боится ли Дэйв за свой органический урожай, или просто четырёхприводной монстр его огородную фен-шуйскую ауру портит? Одно несомненно: он настолько же далёк от позёрства, насколько вышеупомянутый автомобиль – от воздушного шара. Слова об устойчивом развитии для него не модный сленг. Он имеет принципы, и без суеты и шума следует им в своём ежедневном существовании. А когда слегка язвительные журналисты приходят и говорят ему, что он сейчас в моде почище Кейт Мосс, он добродушно смеётся и грозится исключить меня из рядов своего огородного общества – за дерзость и сорнячество на грядках. «Очередь, - говорит, - на твою сотку стоит. Только расслабишься – с руками оторвут. Никогда такого спроса не было. Тренд, да и только». После часа интенсивной прополки я бреду к своему автомобилю с почти трёхлитровым двигателем, радуюсь, что оставила его вне поля зрения экологически-безвредного Дэйва, и впервые серьёзно задумываюсь, не пора ли покупать велосипед.

Покажи мне свой allotment, и я скажу, чего тебе в жизни ни хватает...

Стандартный британский участок-allotment измеряется какими-то допетровских времён единицами, в пересчёте на метрическую систему составляет приблизительно две сотки. У слабосильных и слабонервных англичан довольно распространено брать половинку, то есть одну сотку, что не мешает в светских беседах бесконечно жаловаться на нехватку времени, тяжкий труд, плохую землю, сорняки, дождь, солнце, дальше по списку времён года и погодных явлений в духе советских колхозников.

Стоимость аренды земли варьируется географически. В Кембридже она составляет 20 фунтов... в год! Поверхностное исследование интернет-сайтов показало, что на окраинах Лондона цена выше (Haringey, 32 фунта в год), а, например, в Манчестере, за полный участок придётся ‘разориться' аж на 50 фунтов! Если задуматься, стоит заиметь огород только за то, что фактически бесплатно получаешь в пользование кусок до сумасшествия дорогой британской земли.

Мода на натуральное хозяйство в Британии нешуточная, поэтому в большинстве огородных товариществ все участки разобраны, а новичков записывают в очередь, на лист ожидания. Дэйв мне несколько раз повторил с нажимом: передай читателям, что где бы они ни жили в пределах Соединённого Королевства, allotments рядом быть должны. Если их нет, или же мест в ближайшие десять лет, как в лондонском Кемдене, не предвидится, а покопать страсть как хочется, нужно идти с петицией к местным властям. Мол, даёшь народу по огороду!
Заимев желанный кусочек земли, стоит помнить, что в Британии нет не только чёрной икры и беспризорных собак. В этой благословенной стране нет колорадского жука! Отсутствует как вид, не долетел через Ла-Манш. Пока. Так что если соседский огород будет слишком раздражать вас своей ухоженностью, обороните, что свою картошечку вы завезли с родины, она пахнет там лучше, но вот что это у меня оранжевеет на листьях? Никак личинки?! Разогните спину и насладитесь произведённым эффектом. Вообще, соседей стоит упомянуть отдельно. Огородному соцсоревнованию нет в мире равных.

Идеальные, без сорняков, грядки, огромные, как в магазине, луковицы, вигвамы из бамбука, идиллически обвитые душистым горошком – вуаля. Вас ненавидят все остальные любители агрикультуры, менее устремлённые к сельскохозяйственному совершенству. Участок, он как дом – общий дизайн присутствует, трусы на люстре не висят, но вот там пыль не протёрли, а тут чертополох вырос, от моркови не отличишь. Огород – это не карьера, не источник пропитания, не способ заработать (последнее запрещено законом). И даже, положа руку на сердце, вряд ли дань моде. Это дополнительное личное пространство, в котором самая большая трагедия имеет вид большой толстой улитки. Это возможность показать детям извечное чудо цикличности природы. Это молодая, а не новая, картошка, душистые помидоры, кабачки, а не цуккини, если вам так угодно, большая свёкла, маленькие огурцы, хрен, васильки, земляника и воспоминание о российской даче со вкусом, запахом и хрустом. Это место, куда вы отправляетесь, поругавшись с мужем, женой или начальником, после неотрывно проведённого за компьютером дня в офисе, стояния в пробках, визита к раздражающим родственникам... Где совмещаете полезный для фигуры физический труд на свежем воздухе и приятное осознание правильности этого труда, некой особой устойчивости. Не sustainability, нет. Скорее, robustness. Это я, а это – моя земля. Мой урожай. Мои сорняки. Другими словами, моя маленькая, но важная планета.

Товары категории «эко», или деньги из ветра

1. Ветровая турбина. Продаётся в магазине B&Q, стоит около 1500 фунтов, включая установку. За благие намерения государство вернёт 400 фунтов в виде гранта. Наши огородные соседи у себя на крыше поставили. Смотрится стильно. Ветра у нас вроде бы, как нигде, хватает. Всем хороша турбина, но вот включаешь – не работает. За год они несколько раз поменяли и сам агрегат, и некий дополнительный прибор, перерабатывающий ветровую энергию в электрическую. Пока их дон-кихотовские усилия результата не принесли. Если запустить «подстанцию» им всё-таки удастся, излишки энергии они смогут продавать обратно государству. За 40% от цены киловатт-часа. Как машина: Вася продал салону за четыре тысячи, а Петя купил её у салона – за десять. Обидно, хотя сама идея зарабатывать деньги из ветра, а не по старой привычке их на ветер выбрасывать, несомненно будоражит воображение.

2. «I'm not a plastic bag». Белые «тесковские» пакеты с красными и синими полосочками? Забудьте. Это вредно для Планеты, а посему нынче дурной тон. Шоппинг положено складывать в сумочки многоразового использования. С логотипом вашего любимого супермаркета, разумеется. Они позаботились. Единицам удалось обзавестись культовой авоськой с вышеприведённым слоганом от дизайнера Ани Хиндмарш. В безумии современного мира сеточка себестоимостью 10 пенсов продавалась в Sainsbury's за пять фунтов, а потом появлялась на Ebay – за двести-триста. Waitrose давно и без шума продают тёмно-зелёные, из толстого непромокаемого материала, очень крепкие на вид «шопперы». Tesco шьют свои из стильной мешковины с хорошенькими божьими коровками, берут 99 пенсов за штуку. Я видела у подруги, завидовала. Сама пока не купила, в местном «Теско» сказали, что разлетаются «божьи коровки» в минуты. На Ebay не смотрела принципиально.

3. Экологически корректный автомобиль. Он может быть большой, серебристый, дорогой и комбинированный, как у во всех отношениях трендового лидера партии Консерваторов. Однако, мои коллеги-экологи объясняют, что когда придёт время избавляться от комбинированных двигателей, то проблем для окружающей среды появится побольше, чем от вашего Jeep Cherokee. Интересный подход, малоприятный для «Тойоты». В салоне BMW профессионально обаятельный сотрудник предложил мне стильную «первую серию» с дизельным двигателем. Top dog. Экологичней, говорит, на дороге нет. Только 2007 года выпуска, мадам. И только двухлитровый дизель. И только за двадцать тысяч фунтов стерлингов, это без маленьких радостей в виде кожаного салона и люка на крыше. Что ни говори, а самыми безвредными в мире автомобилями были и остаются... поезд и велосипед.

М. Кинг-Королева

< назад к содержанию

 
Aftenposten Sunday Telegraph The Guardian The Moscow News The Sunday Times Barnet & Potters Bar Times Newsweek The Independent Challenge The Moscow Times Daily Express The Daily Telegraph Financial Times The Guardian Le Figaro
 
English version
Site map
 
Forthcoming events
LC Archive
Immigration
Education
Tourism
Property
Interview
So svoey kolokolni
Posidelki
Art gallery
LC Photo archive
Vacancies
About us
Ваши статьи и фотографии о Британии
 

 

 

 

Target Accounting