RussianUK home page
Russian London Courier front page
New issue
Advertising in LC
Subscription
Where to buy LC
Contact us
Your letters
Private advertisements
The Russian UK magazine
Contents
Advertising in RD
Subscription

Начало > Статьи о Британии > Ливерпуль и я

Британия — это не только Лондон

Ливерпуль и я
 

Читала недавно замечательную дискуссию в русском «Живом Журнале». Что для нас искусство? Вот, говорит один из авторов, был в Лувре, и Джоконда-то меня не задела совсем. Так что я теперь, полный идиот? С каким «багажом» нужно к ней, к Джоконде, подходить, чтобы до конца проникнуться? (поклонников Дэна Брауна прошу не беспокоиться, «Код да Винчи» обсуждался совсем в другом месте). Консенсус был таков: основным критерием понимания искусства был и остаётся фактор «торкнуло/не торкнуло». Когда словами ощущений не описать, по полочкам не разложить. Ну просто вот о-очень понравилось. Отойти не могла... И никакое высшее искусствоведческое образование, равно как и отсутствие оного, не дадут вам большего права на звание ценителя прекрасного, чем туповатое, отчуждённое от мира созерцание той же Джоконды, «Чёрного квадрата» — или неубранной «Кровати» Трейси Эмин.

Философский спор вспомнился мне несколькими днями позже. Я сидела на верхней палубе парома через реку Мерси, вполуха слушала рассказ гида о «великолепных видах набережной нашего города», оглядывала силуэт огромного Liver Building на фоне летнего синего неба и спрашивала себя, почему же после первого визита на родину «Битлз» пять лет назад я испытываю к Ливерпулю такую стойкую неприязнь? Чем оказался виноват передо мной второй по знаменитости английский город? Может, дело во мне? Может, это я, свежепребывшая тогда из России девица, сама вызываю у себя рефлекс отторжения?
Мне было отчаянно одиноко. Муж с утра до вечера проводил за настройкой телескопа на мрачнейшей индустриальной ливерпульской окраине. Стоял февраль. Я зябко куталась в привезённую из России зимнюю куртку, жалела о забытых дома перчатках и с благоговейным изумлением взирала на североанглийских красавиц, вышагивающих по улицам в мини-юбках и легкомысленных летних босоножках. Я чувствовала себя неуклюжим русским медвежонком в тропическом оазисе при почти арктических температурах. Мысль о том, чтобы им уподобиться, вызывала у меня немой ужас и новый приступ холода. Я панически решила, что никогда, видимо, не привыкну к жизни в этой стране. Я не умею одеваться! Я не знаю языка! Можно прямо сейчас выбросить свой МГУ-шный диплом в серо-зелёные воды Мерси, так как из тирады, которую мне произнёс водитель автобуса, я различила только нежное обращение alright, love? в конце. Вернее, luv...

Больше всего мне тогда полюбилась последняя комната полуподвального «битловского» музея — с белыми стенами и огромным белым роялем с фотографией Леннона в широкой деревянной рамке. Из динамиков лилась Imagine, и я, помнится, решила, что ЭТО место в этом Богом забытом городе мне пришлось по душе. Моё романтическое сознание тогда ещё не было отравлено английским словечком cheesy... От ливерпульской галереи Тейт в памяти остался... кусок торта, недоеденный мною в арт-кафе на первом этаже. По рассеянности ли или по близорукости, налёт зеленоватой плесени на кремовых завитушках я обнаружила, лишь съев половину куска заказанного чизкейка! Помнится, первым делом позвонила тогда мужу — ты представляешь!? Что мне делать, дорогой? Ну не дурёха ли? Повезло молоденькому официанту, что тортик попался мне не сейчас. Я плотоядно представила, как с вежливейшей сталью в голосе осведомляюсь, не произошла ли ошибка и не является ли данное кондитерское изделие бесценным экспонатом галереи? Нет, другой кусок торта мне как-то не хочется, большое спасибо. Да, конечно, платить я вам тоже не буду. Ни за торт, ни за креветочный салат с апельсиновым соком, ни за капуччино. Всего доброго. Мойте руки перед едой.

В этот приезд у меня было несколько часов до обратного рейса в Лондон. «Пойду в Next и Monsoon, посмотрю распродажи, а то дома некогда совсем. Нет, лучше в бутик “Крикет”, где дорогие вещи “от дизайнеров” завозятся в соответствии со вкусами “новоанглийских” жён футболистов. Нет, ну что это я всё о тряпках? Пойду-ка я в галерею Тейт, вот она как раз в двух шагах.»

Четыре часа полной свободы и одиночества дурманили сознание и окрашивали действительность в малоподходящие Ливерпулю розовые тона. Я наслаждалась лопотанием двух ребятишек на пароме — «такие маленькие, а уже ливерпульский акцент!» и флиртовала с юношей, который продавал мне билет на выставку психоделического искусства под названием «Лето любви» в ливерпульской Тейт. «А разве небольшой “косячок” не входит в стоимость билета?» Выставка, надо признать, «проняла» меня и без дополнительного воздействия марихуаны. Два этажа стен, выкрашенных в оранжевые, розовые, сиреневые тона. Постеры, картины, фотографии, видеоисталляции, десятиминутные фильмы, где разноцветная амёба перетекает из одной бесформенной сущности в другую, сумасшедшая мебель и психоделический жёлто-голубой «Порше» певицы Дженис Джоплин. Энди Уорхол и Джон Леннон. В этот раз битловский гений не пел мне Imagine, сидя за белым роялем. Он стоял, держа за руку молодую жену Йоко Оно, и из одежды на нём были только узнаваемые круглые очки. Тем, кто не видел эту знаменитую фотографию, вид спереди и сзади, настоятельно советую заглянуть на ливерпульскую выставку. Психоделическое искусство может нравиться или нет. Эстетическое удовольствие от ягодиц Джона Леннона я вам гарантирую.

Напоследок я решила, что всё-таки не могу обойтись без шоппинга. Я влетела в первый торговый центр на своём пути. На минуту мне показалось, что я так и не покинула психоделическую выставку. Белые «цыганские» юбки, отделанные кружевом «ришелье», блузки с воланами на рукавах и планке, бусы, сандалии, украшенные стразами и перьями, просто сошли с фотографий длинноволосых подружек Мика Джаггера. Ряды велюровых спортивных костюмов в яркой кислотной гамме — вау! Не врут про футбольных жён-то! — для меня были так же далеки от реальности, как фантазии напичканных ЛСД свингеров-шестидесятников. Забыв о данном себе обещании не уподобляться псевдо-хипповой толпе британских тинейджерок, я схватила длинную коричневую юбку с торчащими из неподшитого подола нитками, отдала десять фунтов и побежала на автобус до аэропорта имени Джона Леннона — Мужчины с потрясшей моё воображение...ммм...фигурой. В аэропорту я аккуратно упаковала в сумку свой деловой костюм и переоделась в новоприобретённую юбку. Сняла с шеи шёлковый платок и повязала им голову. Крутясь перед зеркалом, радостно отметила, что теперь я органично вливаюсь в толпу ливерпульцев, отбывающих на свои законные две недели на Ибице или Тенерифе. Никакой инородности. Никакого непонимания. Я — полноправный член общества! Я теперь люблю этот город, столицу европейской культуры на 2008 год. Только, пожалуйста, летом. Мини-юбки и босоножки в минусовую температуру — увольте. Видимо, в чём-то я и Ливерпуль навсегда останемся друг для друга иностранцами.

Мария Кинг-Королева

<< назад к содержанию

 

Aftenposten Sunday Telegraph The Guardian The Moscow News The Sunday Times Barnet & Potters Bar Times Newsweek The Independent Challenge The Moscow Times Daily Express The Daily Telegraph Financial Times The Guardian Le Figaro
 
English version
Site map
 
Forthcoming events
LC Archive
Immigration
Education
Tourism
Property
Interview
So svoey kolokolni
Posidelki
Art gallery
LC Photo archive
Vacancies
About us
Ваши статьи и фотографии о Британии
 

 

 

 

Target Accounting