RussianUK home page
Russian London Courier front page
New issue
Advertising in LC
Subscription
Where to buy LC
Contact us
Your letters
Private advertisements
The Russian UK magazine
Contents RD
Advertising in RD
Subscription

Начало > Архив ЛК > Со своей колокольни > Век живи — век учись

Архив "ЛК" — Со своей колокольни

Век живи — век учись

Позвольте мне с собой не согласиться! И это не оговорка. Я действительно хочу сама себя поправить, не без помощи одного умного и внимательного читателя рубрики. Он просто-таки отчитал (и поделом!) меня за то, что я закончила предыдущую статью в том духе, что нас (условно говоря, русских) как бы не слышно и не видно на общебританском фоне жизни. И привел массу разумных и просто очевидных аргументов в пользу совершенно другой, более отрадной для русского уха (и духа) картины.

Не могу сказать, что я настолько слепа, чтобы не замечать влияния русской культуры, — и не только на нашу локальную лондонскую жизнь. Музыка великих русских композиторов входит в репертуар всех симфонических оркестров и самых выдающихся исполнителей. Русские пьесы (оперы и балеты) не сходят с подмостков театров многих стран мира. Русская классическая литература продолжает оказывать влияние на умы иноязычных интеллектуалов. Сама на днях видела человека, читающего "Преступление и наказание" (в английском переводе, of course).

Я не сомневаюсь в том, что билеты на гастроли Большого театра будут раскуплены заранее. Что многочисленные любители прекрасного, как лондонцы, так и иностранные туристы, посетят и выставку Лемпицкой и "Пейзажи эпохи Толстого". Что найдутся такие страстные любители всего русского, что скандально купят (или не купят!) фальшивого Шишкина или подлинного Айвазовского за миллион-другой на Сотби или Кристи.

Пик выставочных и концертных мероприятий в Лондоне, как и во многих столицах мира, обычно приходится на осень. Нынешнее лето, однако же, стало исключением. Недаром бойкие британские журналисты уже окрестили это лето "русским".

Но я бы скорее назвала это лето "Воспоминанием об СССР". Стоит только обратить внимание на имена и фамилии выставляемых русскими галереями художников. То это украинцы, то грузины, то прибалты. То это полотна питерского живописца Азата Миникаева, то фотографические панно Владимира Клавихо-Телепнева. Или это замечательные работы бурятского скульптора Даши Намдакова, известного тем, что у него в гостях недавно побывали президент России Путин, приобретший в личное владение три работы скульптора, и немецкий канцлер Шрёдер, тоже разбогатевший на одну работу Намдакова. Так что лондонцам есть на кого равняться в русском, или, скорее, в евро-азийском (чем еще можно заменить безразмерное и безнациональное слово "советском"?) искусстве.

Остается только надеяться, — и для этого есть все основания ! — что Русское лето в Лондоне плавно перейдет в Русскую осень, а там уже и Русская зима не за горами!

В общем, век живи — век учись. Это я к тому, что действительно русская культура во всем ее объеме, а вернее, богатое наследие прошлого, как бы обозначает контуры нашего присутствия за пределами Отчизны. Но как часто и в каких масштабах мы (чисто конкретно!) можем соответствовать столь высокой планке, заданной великими предшественниками? Что мы сами-то можем предложить? Какой продукт выкладываем на житейский чужеземный прилавок?

Не все из нас поют-танцуют, пишут и рисуют. Талант — вещь редчайшая, и не всегда ценимая или, допустим, экономически окупаемая при жизни. Иногда люди "просто живут", ничего не созидая, и нет в этом их особого греха, ибо такими их создал Творец.

Но если талант, как и жизнь, дается свыше, то уж усердие и трудолюбие — вещи наживные. Даже обезьяну, если приложить максимум усилий и усердия, можно научить колоть орехи и гасить за собой свет в уборной! Но при этом усердствовать должен учитель, назидатель, дрессировщик, а не сама бессловесная тварь, лишенная возможности выбирать между "хочу" и "не буду".

А вот человека научить ничему нельзя... Пока он сам этого не захочет. "Не можешь — научим, не хочешь — заставим!" — этот лозунг советских комсомольцев имел под собой большую социально-психологическую подоплеку. Подразумевалось, что "отдрессируем" то кнутом, то пряником, но заставим или учиться, или трудиться на благо (как подразумевалось) общества.

Социум — вещь жесткая. Кто работал в больших коллективах — помнит. Но беда в том, что оказавшись за его пределами, отдельный индивид часто чувствует себя беззащитным и беспомощным.

Таково положение многих наших соотечественников за границей. Чужой социум с чужими, часто неведомыми, труднопостижимыми законами бытования пугает, вгоняет в депрессию. Или — расслабляет: раз не получается ничего (выучить в совершенстве язык, получить профессию, переквалифицироваться, наконец) можно жить "дуриком" на пособие, например. подрабатывая там и сям. Типа: мне на все наплевать, буду жить-дотлевать!

На меня уже обиделись такие вот персоналии, хотя, ей Богу, я не их (конкретных, позвонивших в редакцию) имела ввиду. Все-таки я не ябеда, а писатель, и мои обобщения и выводы носят скорее абстракный характер. Я ведь и сама пытаюсь разобраться в нагромождении возникающих перед "новыми британцами" проблем, и чувствую себя не вне, а внутри едва обозначившегося русско-британского, пока еще вполне эфемерного, социума.

Какое право я имею осуждать, например, старых и немощных профессоров, академиков, кинорежиссеров и даже моих коллег-писателей, докопавшихся до еврейских предков (часто в седьмом колене), чтобы выехать "на кормление" в Германию? От российской бескормицы, надо полагать. А люди, при этом, достойнейшие, униженные родным государством, а не обстоятельствами, в которых они оказались на чужбине.

Ни бесплатные, вполне комфортные квартирки, ни малая денежная подпитка "от чужого дяди", на которого они, в расцвете творческих сил, ни минуты не работали, унизить их, как я полагаю, не могут. Унижает их, прежде всего, отсутствие должного социального статуса, похеренного (слово вполне корректное, от старорусской буквы "хер"), вместе с другими "бывшими" ценностями, строителями светлого капиталистического общероссийского (украинского, грузинского) будущего.

Правда, строители, если присмотреться, только перелицевали старые большевистские спецовки, да эмблему на строительных касках сменили, — объяснять не надо, на какую...

Недавняя поездка в Германию на Потсдамкий форум на многое открыла мне глаза. Я и не подозревала, что там так остро стоит проблема "поздних переселенцев".

Таким термином обозначены бывшие "немцы Поволжья", рассеянные историческими бурями по всей территории СССР. Вот и едут они на историческую родину из казахских степей, из сибирских далей, из Сыктывкара и Караганды. И везут с собой особый, степной или таежный уклад, часто далекий от принятого в Европе.

Иногда они говорят на двух языках — на русском и на казахском, к примеру. И ни слова не знают по-немецки. Это целая трагедия, умноженная на два миллиона жизней.

Разве они виноваты в том, что их сначала развеяли по земле, а теперь собрали "до кучи"? Что язык великого Гёте им (немцам по-крови) дается с таким трудом. Да и в школе они наизусть учили Пушкина и Грибоедова, а не Шиллера или Гейне.

На открытии Потсдамской конференции выступил министр внутренних дел ФРГ Отто Шилли. Он приводил примеры и статистические данные о проблемах интеграции "новых русских немцев" в германское общество. То есть, по прогнозам социологов, немцами в полном смысле слова станут лишь дети или внуки "поздних переселенцев".

Но не все коренные жители готовы терпеть так долго. Конфликты возникают на каждом шагу по причине разницы менталитетов и мелких бытовых привычек. Например, некий тракторист из сибирского (немецкого) села по выходным, попив пивка со шнапсом, любил играть во дворе своего дома на... гармошке. И не на губной (как немцы в советских фильмах), а на трехрядной, громкоголосой!

Может быть, в Сибири это и сходило ему с рук и даже нравилось молодым и бойким соседкам. Но не всем жителям германского городка понравилось слушать, как под их окнами, что ни суббота, "одинокая бродит гармонь"! Чуть до суда не дошло. Вот вам и "родная кровь"...

Скучают наши немцы по родным российским просторам. Тесно им в Германии. Душно — душе. Ни попить всласть, ни попеть, ни подурачиться, ни подраться... А ведь призваны были высокими германскими властями, чтобы выполнить историческую миссию по деторождению и оздоровлению нации.
Обратного хода нет не только у истории, но и у некоторых непродуманных государственных решений. Отменить или сократить приток русских немцев в Германию не представляется возможным. Потому что это не гуманно, не этично и не практично. В конце концов, рождаемость в стране действительно надо поднимать. И не только за счет многодетного турецкого меньшинства.

На Потсдамском форуме выступали и Фазиль Искандер, и Анатолий Приставкин. Но мне больше всего запомнилось выступление драматурга Михаила Бартенева. Он написал пьесу о русско-немецких подростках, основанную на письмах самих подростков. Это был совместный русско-германский проект, письма детей были анонимными. Но тем не менее, драматург как-то сумел разыскать некоторых ребят, встретиться с некоторыми адресатами и, возможно даже, предотвратить этим катастрофу суицидного характера.

Письма ребят, по словам драматурга, были полны подлинной боли, и даже трагедии. В стране своих предков они — не всегда желанные пришельцы. Пьеса с успехом идет в Берлинском молодежном театре. Запомнился оттуда один отчаянный вопрос "нашего" мальчика, работающего уборщиком в берлинском кафе. Мальчика звали Вася (все имена в пьесе подлинные). Почему его так назвали родители, неизвестно. Может быть, в честь армейского или школьного друга.

"Если я Вася, то почему я немец? А если я немец, то почему я Вася?!". Вопрос, на который ответит только время. А оно не всегда работает на нас.

Лидия Григорьева

< назад к содержанию


Aftenposten Sunday Telegraph The Guardian The Moscow News The Sunday Times Barnet & Potters Bar Times Newsweek The Independent Challenge The Moscow Times Daily Express The Daily Telegraph Financial Times The Guardian Le Figaro
 
English version
Site map
 
Forthcoming events
LC archive
Immigration
Education
Tourism
Property
Interview
So svoey kolokolni
Босиделки
Art gallery
LC Photo archive
Vacancies
About us
Ваши статьи и фотографии о Британии
 

 

 

 

Target Accounting