RussianUK home page
Russian London Courier front page
New issue
Advertising in LC
Subscription
Where to buy LC
Contact us
Your letters
Private advertisement
The Russian UK magazine
Contents RD
Advertising in RD
Subscription

Начало > Архив ЛК > Посиделки > Праздник Амбы

Архив "ЛК" — Посиделки

Праздник Амбы или Рассуждения о национальном бессознательном

Народ без народности

...Утром смотришь на нерасцветшие, не освещенные пока улыбкой лица прохожих, привычно замечаешь разбег палитры — возрастов, национальностей, рода занятий. Как будто листаешь страницы книги: черный дворник в желтом жакете, афро-британская деловая дама с лаптопом, пакистанская девочка-студентка, в джинсах, крахмальной рубашечке и платке, китайцы дисциплинированно смеются, идя в бизнес-школу. Яркая утренняя книжка с картинками, между страниц которой осенний ветер наметает листья, вьются в воздухе яркие шарфы, как закладки...
Среди книжек моего детства, в моей памяти осталась одна: про разные народы, живущие на просторах любимой родины и за ее пределами. Помню яркую обложку, четкие линии и особую радость от ловкости задумки: книжка состояла не просто из картинок, в ней были игрушки-самоделки: каждую фигурку можно было вырезать по сплошным линиям, отогнуть подставочки по пунктирным — и получалась куколка, которую можно было поставить на стол или на книжную полку. Узбечка с дюжиной косичек, грузинка в строгом белом платье, эвенка в умильной маленькой дубленочке... Первое наглядное пособие по воспитанию чувства расовой — нет, не терпимости, а чувства восторга по поводу того, что мы все разные, мирно живем в нашей великой стране.

Но все это воспитание прошло впустую — в первую очередь по причине полного отсутствия в округе не только негров и эвенков, но и эстонцев, армян и башкир. До определенного возраста я так и считала, что все узбечки носят сто косичек, все украинки ходят в венках и мягких красных сапожках, а "нормальные люди" — все разные. Какая неполиткорректность!

Печи, Емели и сарафаны, воспринимались не как "свое", а как отживший смешной историзм. Сказки, которые я читала во множестве, были начисто лишены сакрального смысла, — не рассказанные Ариной Родионовной, а прочитанные в книжке Госиздата, тираж 100 000 000, 45 усл. печатных листов.

А что делать? Русские были имперским народом — народом без черт — и не позаботились самоопределиться. Чтобы отличаться — от кого? — надо надевать национальные костюмы? Чтобы объединяться — с кем? — со всеми в округе? — устраивать национальные фестивали? Все отличались от нас — но мы были как бы "обычные люди", от которых велся отсчет, от которых все отличались.

Две из фигурок детского набора были невзаправдашними: русский мальчик и русская девочка... Ни один из моих друзей, родственников, знакомых не ходил в красной рубашке с веревочным пояском.

А теперь иногда жалею: где, где мой сарафан? Где моя коса? Где мое национальное подсознание?

Щи да каша — пища наша...

...А на работе красавица индуска Мира показывает свои свадебные фотографии, роскошный расшитый наряд с сотней юбок и накидок, тонкие руки, расписанные хной, многокилограммовые золотые украшения пригибают к земле ее хрупкую фигурку.

— А какая у тебя была свадьба, Ольга?

Эээ... загс, шпроты, салат-оливье, селедка-под-шубой, телевизор. И дело не только в уровне достатка — ну, было бы иначе: пароход по Неве, нанятый ресторан, платье из Лондона... Народности не было бы в любом случае — не озаботились.

...А после работы с китаянкой Лей мы идем в ресторан, и она заказывает "столетнее" — особым способом законсервированное яйцо. Белок цвета черного янтаря, черно-зеленый желток, неуловимый, мягчайший вкус...

— А ваши национальные блюда?

Это все знают — икра, водка (банальщина), салат-оливье, шпроты, тушенка, сгущенка и пельмени. Какие ж это национальные блюда — консервы и полуфабрикаты!!! Ну, щи-борщи, — но это здесь уж точно на любителя.

Для Миры и Лей все это — народность, обряды — живое, дышит, соблюдается. А русский народ как-то немудро, непредставительно обзавелся анекдотами про ежика и Василия Иваныча в качестве народных преданий, шпротами в качестве национальной еды, а цитатами из кинофильмов — в качестве того, что пробуждает чувство "причастности".

Мы не побеспокоились как-то, что каждодневно придется "предъявлять" свои национальные обычаи. За державу обидно... Мои воспоминания не ложатся в узор, они не экзотичны и слишком похожи на "обычную жизнь".

Я сдаюсь и пропускаю круг. Да не помню я! Да нет у нас этого! Да так, все как-то было неинтересно! Две черные головы опять склоняются над документами, тонкие смуглые пальцы летают по клавиатуре. Перерыв закончен — на пять минут раньше, потому что мой рассказ — не прозвучал. Простите уж, девочки!

Живой клуб кинопутешественников

...А на следующий день Мира, светясь от радости, приглашает всех на праздник Навратри в честь богини Амбы. Мы смотрим картинку, но которой изображена богиня. У богини шесть рук, и в них она держит: саблю, скипетр, диск, мячик, цветок ... Она сидит на льве и выглядит очень довольной. Она отвечает за мир и борется со злом.

Сначала мы едем в роскошный дом Миры. На кухне стоит маленький храм, похожий на кукольный дом, освещенный изнутри, с толпой маленьких блестящих куколок-божков. В середине домика на блюдечке — приношенье для маленьких богов, яблочко.

Потом мы добираемся до незатейливого здания в пригороде. Дом Культуры. Там уже собралось, наверное, несколько сот индусов всех возрастов. Весь громадный зал танцует, только старые женщины сидят по периметру, сторожат обувь и нянчат младенцев.

На сцене — наивная роскошь "золота" (украшения привезены из Индии на все 9 дней праздника) и вращающиеся картины с синим Кришной и другими веселыми или страшными богами. Посредине комнаты — вращающийся барабан с картинами из жизни Амбы. Вокруг барабана и рядом со сценой — коробки с рекламой спонсоров.

Танцоры двигаются двумя "змейками", у каждого в руках по две палочки — стеклянных или деревянных, и они ударяют этими палочками по палочке соседа напротив и делают шаг вперед. Поворот направо — поворот налево — стук-стук — шаг вперед. Ничего сложного, но я, несмотря на уговоры, стесняюсь танцевать. Насколько это сакрально? Насколько мы, иностранцы, тут не к месту? Я не знаю. Это, все-таки, не "Клуб кинопутешественников"! Все остальные берут палочки и начинают неловко крутиться на месте и топать...

— В Индии — сказала Мира, — мы танцуем не в помещении, а на природе, тысячи народу, везде цветы, теплый ветер и огни. Очень красиво.

Я представила и пожалела, что я не там и никогда там не буду. Хотя, опять же — это их мечта, а не моя. Немного проигравшая от урбанистичного антуража, от того, что ты понимаешь, что завтра все эти люди вернутся в свои офисы, рестораны и приемные, а не пойдут в паломничество вдоль Ганга... Но — красивая мечта!

Атавизм национальной принадлежности?

...И вот мы едем домой. В наших фотоаппаратах спят клипы про веселых танцующих индусов. Завидую их богатству рекреационной культуры! Эта атмосфера веселья, общности — но при этом и не-неприятие чужих... Это ли не живая иллюстрация удачной местной "национальной политики"?

"Дети разных народов, мы мечтою о мире живем". И только параноики верят в то, что все "чужие" народы не довольствуются мелким индивидуальным процветанием, что у них есть "сверхзадача" и внутри спрятан "спусковой крючок" — однажды, "по сигналу", они пойдут "всех мочить", как "жуки в муравейнике".

Только в шутку (надеюсь) друг-англичанин мне иногда говорит, что все русские — шпионы КГБ, и только ждут сигнала...

Цивилизация сводится к нивелированию национальной сверхзадачи. В современном мире можно и в одиночку жить, не обязательно "мочить чужих и тянуть своих". Общество дает каждому отдельному индивиду достаточно защиты, чтоб не кооперироваться в национальные "тусовки". То, что служило целью "отличения своих от чужих" — национальные традиции — становится предметом теоретического изучения. Институт изучения сарафана.

Но почему все-таки надо различать "своих" от "чужих", если уж совсем одинаково к ним относиться, если "каждый за себя", но "никто не против никого"? Ну да, остаточные явления, атавизм...

Иногда, в определенных случаях, есть соблазн заявить о себе как о "меньшинстве" и получить поддержку "у старшего брата" (материальную и моральную) — на церковь, школу, культурный центр. Когда-то я была категорически против такой "игры в нацменьшинство" для русских. Сейчас, пожалуй, — зашла бы купить свою баночку шпрот.

Как и в Советском Союзе, смотреть на такую поддержку можно двояко: "шуба с барского плеча" от господствующего народа — или представительство равных народов поддерживает равного среди равных? Если равный среди равных — то не обидно. Но в Советском Союзе, как оказалось, никто на самом деле не верил в равенство народов. Верят ли здесь?

Шпроты + калинка-малинка — против Fish-n-chips + Morris dancing

...Что же с Мирой и Лей? Теперь я разрываюсь между двумя идеями — или продолжать "по-честному" пожимать плечами на расспросы и "пропускать раунд", — или напрячься и напечь пару-тройку баек на все случаи жизни "Сто баек про русских, или Что рассказать любопытствующему иностранцу про русские национальные традиции".

Про языческое значение первомайской демонстрации:

"Вот Пионеры и Рабочие построились в колонны, и процессия двинулась медленным шагом мимо трибун. На трибунах стоят Вожди, в седые их брови вплетены елочные игрушки, сосульки и бисер.

— Приветствуем работников легкой промышленности! — доносится рык из рупоров.

— Недостойны! — отвечают хором работники легкой промышленности. — У наших кофточек спускаются петли. В пиджаки мы добавляем опилки!

— Ныне отпущаеши! — рокочут репродукторы.

...В эйфории всеобщего примирения в воздух выстреливают фонтаны алого Кваса, и обливают с ног до головы седобровых вождей, Лучшую Пионерку и праздничную толпу."

...Или про то, что все русские медведи, как выяснилось, служили в КГБ, а все космонавты питались тушенкой?

Или — зачем рассказывать, зачем выдумывать — пусть сами смотрят, кто мы и какие? А при нас останутся наши сакральные, трудно переводимые воспоминания про Штирлица, шпроты и Шапокляк — и никаких печек, караваев и сарафанов! И никакого "спускового крючка" и ожидания приказа!

Соц-арт, мирно и естественно сменяющийся эмигрантским новоязом... Обычные эмигрантские танцы меж двух огней, тонкие различия между различными слоями экспатов, никому, кроме экспатов, не интересные... Такое же размытие и отмирание всего "национального", как у англичан: шпроты + калинка-малинка против Fish-n-chips + Morris dancing. Конгениально!

И полное отсутствие праздника в честь богини Амбы, хотя ее имя и звучит вполне по-русски. А было бы хорошо — богини Амба, Авось и Да-Ладно! Но — нет. А что делать — такова жизнь. Таково наше национальное бессознательное.

< назад к содержанию

 

Aftenposten Sunday Telegraph The Guardian The Moscow News The Sunday Times Barnet & Potters Bar Times Newsweek The Independent Challenge The Moscow Times Daily Express The Daily Telegraph Financial Times The Guardian Le Figaro
 
English version
Site map
 
Forthcoming events
LC Archive
Immigration
Education
Tourism
Property
Interview
So svoey kolokolni
Posidelki
Art gallery
LC Photo archive
Vacancies
About us
Ваши статьи и фотографии о Британии
 

 

 

 

Target Accounting