Олег Куваев
"У любого нормального художника должно быть шило в заднице..."
Масяня против Бивиса и Батхеда
Масяня — это смешная мультяшная девчонка, то и дело попадающая в разные нелепые ситуации. Число ее поклонников в России, пожалуй, побило число тех, кто тащится от проделок янки Бивиса и Батхеда. Сразу после своего появления в 2001 году мультяшки про Масяню стали хитом в интернете: через 4 месяца после того, как двухминутные эпизоды начали появляться в сети, сайт создателей мультфильма, mult.ru, стал насчитывать 22 000 "кликов" в день. Затем проектом заинтересовалось телевидение, но с каналом MTV у создателя Масяни — питерского художника Олега Куваева — не срослось: предлагали слишком смешные деньги, так что затраты на производство мультов много превышали предлагаемые "прибыли". Затем Куваева с Масяней пригласил на НТВ в свою программу "Намедни" Леонид Парфенов, где они веселили российский народ с осени 2002 по весну 2003-го. Но затем Куваев окончательно "разошелся" со своим продюсером, имени которого принципиально не хочет даже называть — и у которого оказались все официально-формальные права на Масяню. Но — обо всем по порядку: наш корреспондент Анна Мэй специально связалась с Олегом Куваевым в Петербурге:
ЛК: — Масяня на данный момент стала уже народным персонажем. А как все началось?
О. К.: — Масяня родилась в октябре 2001 года. Я работал в одной конторе веб-дизайнером и кое что делал для себя, для собственного развлечения. И один из этих экспериментов вылился в такой проект. А до этого я занимался всем на свете, так как одной живописью прожить трудно. Работал сторожем в детском саду, мебельщиком в театре, потом нашел галерейщиков в Германии — вернее, они меня нашли, и жизнь моя как художника стала вполне благополучной. Но надоело все время мотаться туда-сюда. Да и галерея развалилась. Хотя живописью продолжаю упорно заниматься до сих пор. Не могу без этого.
С дисциплиной нас в той конторе сильно не напрягали, да и офис был роскошный, прям на Невском. Можно приходить по ночам и выходным, если хочешь. В общем для дизайнера — супер. Я там у себя в мастерской продолжал рисовать свои картинки маслом, по ночам в клубешник какой-нибудь, а часа в три-четыре можно было завалиться в офис, благо на Невском, и поспать до утра прям там, под столом, на работе... там даже раскладуха специальная была. Картинки, что рисовал, пытался показывать через свой сайт. Ну и экспериментировал там, баловался с чем попало. У любого нормального художника должно быть шило в заднице. С флешем, конечно, баловаться было забавнее всего. Full screen, анимация, звук, все дела, а файлы копеешные в результате. Сначала они лежали на моем сайте. Потом после шестого мульта аудитория разрослась неимоверно быстро, в основном, за счет того, что у бизнесменов называется "вирусный маркетинг". Т.е. файлы-то маленькие и их приложить к письму и послать — плёвое дело, а в конце — мульта ссылка на сайт — вот и идет цепная реакция. Первые мульты делались в основном дома по ночам и по выходным. На один мульт уходило от 1 до 10 часов. Появились первые завсегдатаи гостевой, многие из них до сих пор с нами.
Но вообще сутуация довольно неудобная, когда посещаемость моего сайта превышала посещаемость нашего основного проекта. Согласен, это свинство, но я не делал этого нарочно. И я честно предлагал повесить всё это дело на официальном сервере компании, я только просил заплатить мне сотню баксов за ночную, домашнюю и по выходным работу. Вон другу Лехе же заплатили за игру, которую он дома писал? Чем я хуже? Но к тому времени дела у конторы стали похуже, мы сьехали с Невского и я был послан подальше...
Так произошел первый судьбоносный БЗИК (что было бы не пожалей они сто баксов?). Но правильно, кстати, сделали, что меня с работы попросили. Я б тоже попросил. Либо своим делом занимайся, либо нашим — а у меня уже только Масяня в голове. Ну и стоим мы в результате вдвоем — я и Наташка Краузе (секретарем там была) на остановке, зима, мороз, новостройки, автобуса нет, работы нет, сайт лежит дохлый, а мы нахально решаем в такой ситуации на нём своё дело открыть...
Предложений денюжки в нас вложить, в принципе, несколько было. Звали нас с Наташкой пару раз посидеть-потолковать. Ну сидели-толковали. Обычно выглядело это так: какое-нибудь идиотское заведение, типа, дорогой ресторан. Сидим мы и сидит какой-нибудь нехудой дядька напротив и громко что-то смачно чавкает, попутно повествуя о раскрутке бренда, контрольном пакете и прочей ботве, вызывая единственное ощущение обильно сыплющейся на мозги пудры. Резюмировалось это обычно просто: мы вас имеем, контролируем и деньги все забираем. Вы двое сопляков, все равно попадёте, так что лучше со мной, я, типа, добрый... Хрен с ним с деньгами, но контролировать меня, плиз, не надо, — думал я — и мы уходили. Но имея в кармане 500 рублей, контору не откроешь и кого-то искать надо. Я продал хорошую картину. До сих пор жалею. Зарегистрировали ООО. Сняли офис и купили 4 компа. Два из них пылились ещё четыре месяца. После нового года въехали. Надо сказать, что Масяней коммерчески заниматься и не собирались. Собирались делать вебсайты, рекламные ролики и такую обычную рекламную байду. Отношение моё к Масяне, как к проекту, всё ещё было совершенно несерьёзным — так, хулиганство творческое, кому это надо по большому-то счету? Побалуемся, конечно, но на этом что-то серьёзное строить?
ГЗ, нашего ушлого экс-продюсера привел Макс, наш питерский товарищ, живущий в Москве.
Ковбой прискакал знакомиться через пару дней. Ну так... молодой шустрый парень, разумный вроде. Правда сразу было видно — пижон, любит пальцы топырить. Что ж... кто из нас без греха. Дело, вроде, знает. Что ж, пускай ставит свои хреновы баннеры. Если сайт вместо минусов плюсы будет приносить — глядишь и выживем... На Петроградскую, где мы сначала работали (а я и жил, спал в коробке из-под монитора, на мебель денег не было) оказалось фиг интернет проведешь, и мы переехали на Васильевский. В момент перезда приперлось НТВ ("Намедни") и снимало, как мы с Наташкой пыхтим, перетаскивая коробки... Сперва появился репортаж о нас на НТВ, а затем уже нас пригласил в "Намедни" Парфенов. Уверен, без этого Масяня бы давно загнулась. На ТВ должна была быть гарантированая фиксированная оплата серий, а значит, спокойная, размеренная работа себе и всем в удовольствие. Без мыслей, где б ещё выцарапать рекламную халтурку и как умудриться её сделать. Должна была бытьЙ и была первые три месяца. А затем наш продюсер просто решил нам не платить. Серий к тому времени было наделано полстотни — и он решил, что и без нас сможет их повсюду крутить. Поэтому я перестал ставить новые мульты на сервер mult.ru и ушел в подполье на два года — тот срок, пока права на Масяню принадлежат стороннему лицу. Эта кабала закончилась лишь в 2004 году и мы с Масяней опять"воскресли".
ЛК: — Ну, а сейчас Масяня — прибыльный бизнес?
О. К.: — Пока только-только сводим концы с концами.
ЛК: — А не было мыслей сделать доступ на сайт платным?
О. К.: — Такая практика очень популярна на Западе, но я не думаю, что сейчас наш человек готов к этому. Так что, доступ на сайт по прежнему остается свободным. А живем мы за счет рекламных баннеров и заказов на рекламу.
ЛК: — Что на вас больше всего повлияло в жизни?
О. К.: — Меня армия сильно растрясла. Весьма суровая была служба. Вернулся я из нее, собрал котомку и поехал тусоваться по стране. А до армии я был таким примерным, серьезным мальчиком, учился в физико-математической школе. Ну и фильмы, книги, живопись.. Компьютеры когда появились — тоже серьёзный переворот был. Правда, рисовал все время — и в детском саду, и даже в армии.
ЛК: — Сколько времени сейчас занимает создание одного фильма?
О. К.: — Дня два раньше. Теперь, когда поделки стали действительно мультфильмами — две недели, как минимум.
ЛК: — А смешной масянин голос?
О. К.: — Все сам делаю, кроме анимации. Это самый трудоемкий процесс — тут мне давно уже помогают.
ЛК: — Американцы создали Бивиса и Батхеда, в лице которых высмеивают всех недалеких и самоуверенных недорослей. А вот вы выбрали объектом для подшучивания героиню женского рода. Вы так не любите женщин?
О. К.: — Почему?! Как раз совершенно наоборот. Очень много было писем с вопросом "Откуда вы так хорошо знаете женскую психологию?" Кстати, тут на днях у меня брали очередное интервью и вопрос был прямо противоположным: "Масяня — это ваш идеал женщины?" Я говорю: "Да, всегда мечтал встретить девушку со сплюснутой головой и пятью волосинами на ней!" Нет, никого мы не высмеиваем. Это не карикатура.
ЛК: — Кроме Масяни, у вас еще есть дети?
О. К.: — Есть сын, живой, настоящий, не виртуальный. Ну и несколько новых витруальных "детишек" появилось: сейчас кроме Масяни, "Мульт.ру" работает ещё над четырьмя новыми сериалами.
ЛК: — А сколько лет вашему невиртуальному сынишке? Нравится ли ему то, что делает папа?
О. К.: — Ему уже 8 лет. Он, естественно, смотрит все, что я делаю, хотя многого и не понимает. Например, про наркотики или секс. Все-таки, это мульты взрослых.
ЛК: — И что вы отвечаете на распросы сына?
О. К.: — Я от него ничего не скрываю. Ведь это наша, далекая от идеала жизнь, в ней очень много грязи. И только родитель может наиболее безболезненно подготовить ребенка ко взрослой жизни. Вот недавно я вернулся из Ярославля — так там пьют чуть ли не 100 процентов населения! И нужно быть информированным обо всем, чтобы не попасть впросак. И лучше, чтобы эту информацию дал отец, а не некто сомнительный из темной подворотни. А вообще, по-моему, и с алкоголизмом, и с наркоманией нельзя бороться через запреты. Все это вызовет у подростка однозначную реакцию. На мой взгляд, надо делать то, чем пытаюсь заниматься в своих мультах я — ненавязчиво просвещать, высмеивая всякий негатив.
ЛК: — А вам самому сколько лет?
О. К.: — То ли 35, то ли 36 — забыл.
ЛК: — Вы считаете себя везучим человеком?
О. К.: — В общем, да. Вернее, я считаю, что если человек чего-то очень хочет, то он это получит. Но для этого надо как следует покопаться в себе, чтобы понять, чего же ты хочешь на самом деле...