Екатерина Гусева
Популярность иногда тяготит
Красивая, улыбчивая, обаятельная, но довольно замкнутая — вот первое впечатление от знакомства с Катей Гусевой. Она не так давно стала актрисой, но все, что она делает на сцене, на экране — ярко и талантливо.
Её первый настоящий успех и известность связаны с мюзиклом "Норд-Ост", где ей досталась роль тёзки — Кати Татариновой. Послужной список в кино включает уже немало фильмов, среди которых "Змеиный источник", "Остановка по требованию", "С днем рождения, Лола!" и др. После сериала "Бригада", где Екатерина сыграла жену главного героя Александра Белова (Сергей Безруков), её стали узнавать на улице.
Наблюдая недавно актрису в юбилейном 300-м спектакле "Бедная Лиза" по Карамзину (театр "У Никитских ворот"), понимаешь, что несмотря на молодость, у Кати уже развит слух на то, что называется сценической правдой. Её живая, трепетная и трогательная Лиза покоряет своей естественностью и чистотой, несёт зрителям доброту и нежность. А форма и уровень спектакля (создатель и режиссёр Марк Розовский) определили его судьбу, долгую и счастливую.
Родилась Екатерина в Москве. Сразу после школы беспрепятственно поступила в знаменитую "Щуку" — Театральное училище им. Щукина при театре Вахтангова. В детстве занималась спортивной гимнастикой и фигурным катанием. Очевидно, спорт научил её верить в свои силы, быть решительной, готовой к риску, не пасовать перед трудностями. Она уверена — не стань актрисой, была бы олимпийской чемпионкой.
Катя умеет не пропустить свой шанс, свою удачу: чтобы играть в "Норд-Осте", ей, не знавшей нот и не имевшей музыкального образования, вокальную партию пришлось выучить по слуху. Она уверена: в этой жизни нельзя рассчитывать на манну небесную, добиваться всего надо самостоятельно. Уже на 4-м курсе Екатерину пригласили в театр М.Розовского "У Никитских ворот" и предложили целый "букет" ролей, среди них — и Сонечки Мармеладовой в спектакле "Убивец" (по "Преступлению и наказанию" Ф. Достоевского).
Ради прекрасного, впоследствии — трагического "Норд-Оста" пришлось оставить театр Розовского на 2 года. Расставание было тяжёлым. Спасло то, что в спектакле маленькую Катю Татаринову играла дочь Розовского — Саша.
Возможно, это было сказочное везение, либо судьба вмешалась, но задолго до теракта на Дубровке Гусева взяла в "Норд-Осте" незапланированный выходной. Говорят, "родилась в рубашке". Тем не менее, трагедия отразилась и на её судьбе, хотя рассказывать о происшедшем она больше не хочет.
Не любит Катя говорить и о личной жизни, желая, видимо, самое сокровенное сберечь для себя. Именно поэтому не сотрудничает с теми журналистами, которые во что бы то ни стало пытаются вторгнуться в её собственный мир. А он Екатерине необычайно дорог.
Известно только, что актриса замужем, её супруг, художник-декоратор, оформляет театральные постановки и шоу-программы. Он удачлив и его карьера благополучно продвигается. Их сыну Алёше 5 лет, он, конечно, узнает свою маму на экране, когда она играет или поёт. "Я очень семейный человек, — говорит о себе Катя, — окружена двумя любимыми мужчинами". Пожалуй, это все, что можно от неё услышать на эту тему.
После событий на Дубровке и временного возрождения "Норд-Оста" в мае спектакль все же был закрыт. А Екатерина Гусева вошла в новое пространство, открыла новую для себя дверь — в театре Моссовета. Здесь и проходит наша беседа.
Сейчас актриса репетирует в "Учителе танцев" Лопе де Вега. Её партнёр — известный танцовщик и хореограф Гидеминас Таранда — создатель группы "Имперский балет". Будет работать она и в другом спектакле, "Джекил и Хайд", — музыкальная драма, куда войдут лучшие номера из бродвейского мюзикла, а также куски из романа Стивенсона.
ЛК: — Значит, в театре намерены активно использовать ваши голосовые данные и пластику?
Е. Г.: — Здесь я впервые буду танцевать. В "Норд-Осте" моя роль была драматической и вокальной, но достаточно статичной, за исключением одного номера — на коньках. Сейчас пришлось вспомнить и раннее увлечение фигурным катанием, и то, что в Щукинском училище преподавали танец. Этот опыт стараюсь восстановить: работаю каждый день. Быть в паре с таким мастером балета, как Таранда, ко многому обязывает.
ЛК: — О трагедии "Норд-Оста" знает весь мир. Безусловно, это трагическая страница и в вашей биографии. Но расскажите о самом мюзикле.
Е. Г.: — Я дала себе клятву никогда больше о теракте не говорить. Сам же спектакль, с моей точки зрения, — просто шедевр, настоящее явление в театральной жизни России. Люди после случившегося боялись ходить на Дубровку. Потому его и закрыли. Замечательный художник З. Марголин сумел сделать и сохранить прекрасное оформление: вздымающиеся льды, которые складываются в корабль, пальцы — мосты, дороги, поезда. Для того, чтобы на сцене появился самолёт, он снял размеры огромных грузовых аэрофлотовских фур и создал свой, разборный: крыло, второе крыло, шасси, кабина, нос, хвост — легкий и мобильный. Мне было бесконечно горько, что спектакль похоронили.
ЛК: — Но ведь его предполагают восстановить...
Е. Г.: — Верно. Но уже в совершенно ином виде. Это будет передвижная версия. Осенью в Петербурге состоится премьера. Сейчас идёт работа над новыми аранжировками, поскольку включается оркестр из 35 человек.
ЛК: — А вы намерены участвовать в этой постановке? Сможете совмещать поездки с работой в театре?
Е. Г.: — Пока не знаю. Но потерять роль в таком спектакле не могу. Возможно, буду играть премьеру в каждом городе.
ЛК: — Ваша актёрская судьба началась с театра Марка Розовского "У Никитских ворот". Пожалуйста, немного об этом.
Е. Г.: — Моя первая роль — нянька Варька в спектакле "Доктор Чехов". Одна его часть сделана по рассказу "Спать хочется" — самому страшному, на мой взгляд, во всей мировой литературе. Ещё в "Щуке" на художественном сборе впервые встретилась с этим материалом, но тогда не смогла его прочесть: я задыхалась, душили слезы. В театре у Розовского подошла по-другому: я, замученная хозяевами малолетка Варька, ужасно хочу спать, но что-то мне мешает. Я устраняю это "препятствие" и ложусь спать. Хотя это "что-то" — живой плачущий ребёнок. Я "влезла в шкуру" этой несчастной Варьки, и тогда получилось. Это была первая работа в театре, в то время я ещё училась.
ЛК: — Вы долгое время играми там же "Бедную Лизу". Недавно участвовали в юбилейном спектакле. Чем можете объяснить его невероятную "живучесть"?
Е. Г.: — С течением времени меняется многое, но неизменными остаются внутренний мир человека и проблемы, которые он решает для себя. Тема любви — тема вечная. Будь то Карамзин, Шекспир или Петрушевская. Любовь, предательство — это всегда актуально.
ЛК: — Как театральная актриса вы вышли из "гнезда" Розовского. А как вы пришли на экран, в кинематограф?
Е. Г.: — Мне было довольно просто. Поскольку в театре "У Никитских" сцена камерная, маленькая, — зритель сидит в метре от тебя! Там все на "чистом сливочном масле", невозможно взмахнуть веером и всплакнуть, чтобы никто не видел, невозможно обмануть. Марк Григорьевич добивался от нас настоящей подлинности, органики, естества. Это мне очень помогло в кино. Хотя понятно, что кино — другая профессия. Там — крупный план, даже взмах ресниц на экране — это уже мизансцена.
ЛК: — С кем из именитых актёров довелось сниматься вместе? С чего все началось?
Е. Г.: — Мой самый первый фильм — "Змеиный источник" (1997 г., режиссёр Николай Лебедев). У нас был выпускной вечер в Щукинском училище. В 5 утра я уехала оттуда, а в 10 была уже на гриме — начался мой дебют в кино. В этом фильме мне посчастливилось существовать вместе с Евгением Мироновым, Ольгой Остроумовой, Львом Борисовым. Люблю и свой польский фильм "Биллборд". Он снят на польском языке, очень удачно прошёл в Америке. Его снимал режиссёр Лукаш Заджиньски. Мои партнёры — Богусл Линда, Анжей Сиверин — актёры высочайшего класса, как и многие из тех, с кем посчастливилось работать в кино. Мало кто из молодых может похвастать таким созвездием партнёров.
ЛК: — В "Бригаду", которая сделала вас известной на всю страну и не только у нас, вы попали через кастинг?
Е. Г.: — В то время подходили к концу съёмки картины "С днем рождения, Лола!". Я пришла знакомиться с режиссёром "Бригады" Сидоровым. Видела, что во время нашей беседы он ставит "галочки", когда рассказываю о себе и своих замечательных партнёрах по предыдущим фильмам. Среди них был Сергей Безруков — исполнитель главной роли в "Бригаде". Все же понимала, что шансов у меня очень мало. К тому же на канале "Культура" только вышел фильм-водевиль "Интимная жизнь Севастьяна Бахова" с Ильей Григорьевичем Рутбергом, где я играю скрипачку. А ведь Ольга Белова — возлюбленная, а затем и жена главного героя — тоже скрипачка. Это ещё больше снижало мои шансы. Тем не менее, на роль меня утвердили.
ЛК: — Что такое, в вашем представлении, хороший партнёр?
Е. Г.: — В первую очередь — это залог успеха моей собственной роли. Без партнёра я работать не могу: ничего не получается, если нет контакта, если человек тебя не видит и не слышит. Я начинаю играть сама с собой. С другой стороны, если у меня, скажем, монолог о любви, то мне гораздо проще работать с камерой. Если на ней будет приклеена маленькая белая меточка, и я буду обращаться к ней, то у меня это получится лучше, более искренне. И все поверят. Потому что слова мои будут адресованы абсолютно конкретному человеку. Потому что есть человек, которому хочется повторять слова эти бесконечно.
ЛК: — Вы отдаётесь своей профессии, для этого много черпаете изнутри, из глубины души. Но вы ещё и жена, и молодая мама. Остаётся что-то для семьи?
Е. Г.: — Близкие люди для меня — самое дорогое в жизни. Ради них я все и делаю. Хочу, чтобы они гордились мной и чтобы им за меня никогда не было стыдно. Хочется их всегда радовать своими успехами.
ЛК: — Кажется, у вас это неплохо получается, а и с партнёрами вам, безусловно, повезло.
Е. Г.: — Для меня это какая-то награда, неоценимое богатство и невероятная школа. Все эти люди, даже не подозревая того, всему меня научили и продолжают учить. Я просто наблюдаю, как они существуют в кадре, и впитываю все как губка. Пытаюсь как-то соответствовать им, пытаюсь дотянуться, чтобы и им со мной было удобно и интересно. В своём первом фильме "Змеиный источник" в 1997 году я играла с Ольгой Михайловной Остроумовой и Женей Мироновым. Кто бы мог подумать, что через 6-7 лет мы встретимся с ней на сцене театра "Моссовета", где она играет Фелисьяну, а я Флореллу. А с Мироновым мы снова будем сниматься в одном фильме у режиссёра Константина Худякова "На Нижней Масловке", где играет Алиса Фрейндлих, Женя и я.
ЛК: — Когда начнутся съёмки фильма?
Е. Г.: — Они уже начались в ночь с 19 на 20 февраля в Щукинском училище. Я там играю студентку театрального вуза. С трудом дождалась этого дня, поскольку давно уже не была в своей alma mater. Первыми съёмками очень довольна, хотя и оказалось, что моё видение роли отличается от режиссёрского. Мы много дискутировали и, кажется, нашли убедительный компромисс. Кажется, и операторская группа подобрана очень удачно.
ЛК: — Означает ли это, что вы не всегда готовы подчиниться режиссёрской воле, что у вас есть своё представление? Каких режиссёров предпочитаете: тех, кто объясняет все и подсказывает, либо тех, кто даёт полную свободу действий?
Е. Г.: — Бывают ситуации, когда приходится спорить, доказывать, что моя героиня не могла бы так поступить. Мне уже довелось столкнуться с разными режиссёрами. Кто-то переставляет актёров как гроссмейстер фигуры на шахматной доске. Другая крайность, когда тебе говорят: "Будь собой, импровизируй. Удиви меня, удиви зрителя". Мне очень нравилось работать в "Бригаде" с режиссёром А. Сидоровым. У него на площадке чувствуешь свободу, при этом он нутром ощущает любую фальшь и неточность. По-моему, лучше работается, когда можно поспорить, не согласиться. Только так рождается истина и достойный результат.
ЛК: — Профессия актёра — зависимая? Если да, то от каких факторов?
Е. Г.: — По-моему, чрезвычайно зависимая. Как никакая другая. Режиссёр настаивает на своём. Даже если он внемлет твоим словам, то в лучшем случае говорит: "Хорошо, делай первый дубль, как я хочу, а второй — по-своему". Ты напрягаешься, все, на что способна, вкладываешь во второй дубль. А потом приходит человек с ножницами — монтажёр — и оставляет тот, который ему больше приглянулся. Да и звукорежиссёр выбирает дубль по звуку на своё усмотрение. Даже в мюзикле существуют вокальные рамки, которые ограничивают передвижение по сцене. Пожалуй, только в театре есть большая свобода: если не совсем нравится то, что требует режиссёр, ты выполняешь его волю на первых спектаклях. Но есть ещё 15-ый и 20-ый, когда режиссёр не присутствует... Так что слова "актёр-художник", "актёр-творец" — скорее отнесла бы к театру драматическому.
ЛК: — Вы уже познали успех. В чем, по-вашему, рецепт популярности?
Е. Г.: — Рецепта не знаю, но популярность иногда тяготит. Понимаю, что в нашей профессии без известности карьера невозможна. Ведь мы работаем для зрителя. Очевидно, нужно научиться с этим жить. Я пока не научилась. Когда на улицах большие пробки, я выхожу их машины и спускаюсь в метро. Меня часть узнают, и это не удивительно: когда по телевидению шла "Бригада", я почти каждый вечер в течение месяца была в доме у этих людей. В метро люди присматриваются ко мне, к моей одежде. Иногда в их глазах я читаю разочарование. Даже Барбара Стрейзанд в Америке может гулять или пойти в магазин в джинсах, с собачкой. Но у нас реагируют совершенно иначе. Не могу с сыном пойти в зоопарк: смотрят не на слона, а глазеют на меня. С этим мне пока неуютно.
ЛК: — Считаете, что у вас лёгкий характер? Вам легко общаться с людьми?
Е. Г.: — Думаю, характер лёгкий, хотя я упряма, если уверена в своей правоте. Правда, на рожон лезть не стану, начну искать обходные пути. Кажется, умею находить компромиссы. Это в жизни помогает. Кроме того, я ужасный трудоголик.
ЛК: — Помимо "Нижней Масловки" есть ещё какие-то новые планы в кино?
Е. Г.: — Есть. Сейчас замечательный режиссёр Пётр Тодоровский снимает свои воспоминания о войне. Продюсер фильма "Курсанты" — его сын Валерий Тодоровский — сам известный режиссёр, продюсер "Бригады" и других замечательных фильмов. Эта работа будет поставлена на российском телевидении (РТР) к 60-летию Победы. Всего предполагается 12 серий. У меня очень интересная, хотя и не очень характерная для меня роль. Лиза — поволжская немка. Этих людей либо ссылали, либо расстреливали. Моя героиня — это создание, которое излучает любовь. Она умеет отдавать всю себя без остатка. Но чтобы выжить, живёт с кагебешником, потихоньку "стучит" на других. В этой роли есть, что сыграть. Надеюсь справиться.
Мы желаем этого Кате от всей души. Ей предстоит узнать больше о тех глубинных тайнах, которые кроются в актерской профессии, приобрести новый опыт существования на сцене и экране.
Бесспорно одно: на небосклоне театра и кино — яркая восходящая звезда.