RussianUK home page
Russian London Courier front page
New issue
Advertising in LC
Subscription
Where to buy LC
Contact us
Your letters
Private advertisement
The Russian UK magazine
Contents RD
Advertising in RD
Subscription

Начало > Архив ЛК > Иммиграция > VITA NUOVA или Судьбы "новых европейцев"

Архив "ЛК" — Иммиграция

VITA NUOVA или Судьбы "новых европейцев"

Статус — за тридцатку

Шестнадцатилетнему Арунасу из Литвы повезло. Чуть меньше года назад, закончив школу в одном из литовских городков, он по гостевой визе прибыл к брату в Лондон, в надежде на то, что сможет начать здесь свою взрослую трудовую жизнь. У него было желание устроиться, разговорный английский и поддержка брата на первое время. К сожалению, в Лондоне его никто не спешил брать на работу — в конце лета здесь работу не найти. С наступлением сентября Арунас от отчаяния был готов пойти куда угодно, где была любая работа. Первый опыт материализовался в виде объявления в окошке магазина об услугах агентства по трудоустройству. Арунасу была назначено собеседование — практически на улице, где человек с тяжелым акцентом непонятного языка объяснил ему, что готов предоставить первое интервью с работодателем в тот же день. Но... возник вопрос о документах. После затянувшейся паузы непонимания, человек, видно, сжалился и сам предложил неожиданно легкий выход из этой ситуации в виде "официального" незаполненного бланка из иммиграционного отдела. По заполнении этого бланка — самим Арунасом! — он "получал" статус asylum seeker с правом на работу. Взяв за бланк 30 фунтов, человек пообещал перезвонить и сообщить детали о работодателе и интервью. Но, естественно, этого никогда не случилось.

Нелегалы — в лучшем положении, чем новые граждане ЕС

Следующим этапом был поход в агентство по трудоустройству в Кэмдене. В этот раз у агентства был даже свой собственный офис — не шикарный, но в нем сидели приятные, на первый взгляд, девушки из Польши и Болгарии. Купленный и заполненный Арунасом бланк IND не вызвал ни малейшего удивления, работа в Шотландии была найдена в течение недели. Агентством была организованна группа и розданы автобусные билеты. В Эдинбурге их должны были встретить и довезти до места работы. За это девушки попросили 80 фунтов с каждого, плюс стоимость билетов. В Эдинбурге их действительно встретил человек, который повез их на ферму, находящуюся в 4 часах езды от города. Попутно он объяснил, что есть работы на упаковочной линии, на лесопилке и непосредственно на ферме. Но... за это надо платить, потому что их непосредственным работодателем является фермер, с которым он их познакомит, когда они заплатят. Если хотят, то можно в долг, который будет вычитаться из зарплаты.

В целом на ферме жилось не так уж и плохо. Фермер был забавным стариком и любил время от времени покрикивать на рабочих: faster, faster! Но зато всегда успевал сказать рабочим, чтобы они бежали и прятались в лесу, если случалась неожиданная полицейская проверка. Прошло полгода, Арунасу исполнилось семнадцать лет, и он даже начал подумывать , не купить ли машину. Жизнь на ферме не была дорогой, будущее становилось все привлекательней и привлекательней, принимая во внимание накопленные со временем деньги. Однажды фермер собрал всех поляков и прибалтов (оставив украинцев, казахов и всех остальных, не имеющих никакого отношения к ЕС) и объяснил, что, к сожалению, больше не сможет предоставлять им рабочие места. Почему?! Причина была довольно веской. В связи с тем, что после 1-го мая все они будут считаться гражданами Европы, ему теперь придется платить им в соответствии с государственными нормами, да еще теперь они смогут "качать права", от чего он не в восторге. Так что теперь он не сможет предоставлять им работу, несмотря на то, что был вполне доволен их работой в течение последнего года. Жалобные просьбы и обещания "не качать права" не помогли. Арунас вернулся в Лондон.

Легче или сложнее?

Работой в Лондоне и не пахло, а накопленные деньги потихоньку испарялись. Окончательно растворился с ними и недавно приобретенный оптимизм. И вот, наконец, наступил знаменательный день — 1-е мая. Новые надежды, новые мечты, новые радости! Но — не тут то было. Заглянув в паспорт Арунаса, работодатели теперь требовали рабочую регистрационную карту.

Отдел по регистрации рабочих карту выдавать отказывался, мотивируя это тем, что у Арунаса нет пока работодателя, которого можно будет указать в этой карте, и пока он не начнет работать, никто никакую карту ему давать не будет. Работодатели же повторяли, что без какого-либо бумажного подтверждения того, что он имеет право работать, рабочее место ему предоставить не смогут. Получался заколдованный круг. Но чудо все-таки произошло, и в новых правилах начали угадываться черты логики. Да, сначала, все-таки, должна быть работа, а потом уже можно оформлять документы. И работать можно всем — беспрепятственно. Точка. Арунас начал работать. Но затяжные неприятности имеют тенденцию, как и затяжные болезни, принимать хронический характер. Документы Арунасу до сих пор так и не выдали. Чек был выписан неправильно и документы вернули. Деньги — нет. Теперь он ждет назад денег, чтобы отослать все опять. Стала ли жизнь Арунаса намного лучше или легче после вступления Литвы в ЕС? Даже он сам пока затрудняется ответить на этот вопрос. Возможно, со временем все встанет на свои места. Осенью ему будет только восемнадцать и у него еще все впереди.

Свой свояка обманет издалека

А теперь хочется добавить от себя. В этом году 1-го мая, в Международный день солидарности трудящихся, миллионам трудящихся Восточной Европы был преподнесен подарок — их приняли в европейское сообщество, и главным составляющим этого подарка для многих из них являлось право на работу в любой из стран Европейского Союза. Наверное, нужно верить в иронию судьбы, чтобы увидеть ее во всем том, что повлекло за собой это радостное событие (впоследствии оказавшееся не таким радостным для некоторых, как ожидалось). Так что же произошло в этот день (в Европе) и чем все закончилось? А ничем. Например, по официальной статистике Польской Федерации в Великобритании, из 10 приехавших в те дни поляков 8 уже вернулись. По неофициальной статистике (типа ОБС — одна баба сказала) многие из тех, кто остался, работают за 2 фунта в час или же тусуются на вокзале Виктории. Все настолько верили в свое светлое будущее в Лондоне, что, покупая билеты сюда, даже и не задумывались о том, что им когда-нибудь может понадобиться обратный билет. Многие из приезжающих даже и не подозревали, что будут обмануты своими же — сначала дома, а потом здесь. В эти дни процветали агентства, торгующие турами и путевками "в светлую жизнь". Система все та же: и работа, и квартира зачастую оказывались виртуальными — растворялся и человек, который вас так "облагодетельствовал". Наблюдать таких обманутых на улице было жалко и стыдно. А по Лондону в те дни их ходило много, так как многие именно в эти дни приезжали сюда наобум и, выйдя из здания вокзала, просто не понимали куда идти дальше. Не зная английского, цеплялись за любую соломинку или надежду. Некоторые оказывались "перепроданными" из одного агентства по трудоустройству в другое: платили за устройство на работу, допустим, на упаковочной фабрике в Эссексе, а прибыв на место по данному адресу, находили... еще одно агентство по трудоустройству, которое, хотя и устраивало их на эту фабрику, но лишь за дополнительную оплату. Жаловаться было бесполезно, потому что основное обещание выполнялось и тем и другим агентствами, только во второе невозможно было обратиться напрямую, минуя первое. А устроиться на фабрику — без второго. Излишне говорить, что лишь немногие на фабрике оставались больше одной-двух недель. Счастливые и везучие умудрялись вычислить дальних (и даже давно утерянных) родственников, проживающих здесь, и со счастливой улыбкой и распростертыми объятиями являлись к ним: "Тетя! Вы живы! Как хорошо. Я не писал, не звонил и даже с праздниками не поздравлял, т. к. думал, что вас уже нет. А сейчас случайно зашел... просто потому что проезжал мимо... и вы живы! Как здорово, теперь мы сможем жить вместе!". Может, я немного преувеличиваю, но принцип остается тот же.

Дом престарелых — размером со страну

Но как же в действительности живут здесь "балтийские новоевропейцы" и нашли ли они то, что искали? Иные нашли, поскольку человеку, который действительно хочет чего-либо в жизни достигнуть, чаще всего требуется лишь шанс. И я не ошибусь, если скажу, что балтийские страны в данный момент не могут этого своим гражданам предоставить. Не потому, что не хотят, — просто не могут. И частично из-за того, что большая часть работоспособного населения уже давным-давно выехала и остались лишь старики и дети. А скоро останутся лишь старики, потому что дети, достигнув более-менее работоспособного возраста, стараются уехать (я имею в виду несовершеннолетних 16-17 лет). И это только поощряется родителями и родственниками, проживающими здесь. Такие семьи я знаю лично. Более того, вступив в Европейский Союз, балтийцы не рассматривают больше свое пребывание здесь как временное ("заработаю и вернусь!"). Напротив: получив статус, они стараются воссоединить семьи, т. е. забирают сюда детей, до этого раскиданных по бабушкам-дедушкам. Быстрей всего в один огромный дом престарелых превращается Литва, т. к. оттуда стремятся поголовно все, кому позволяет возраст. Из Латвии в основном выезжают русские. Если вы заметите, то эстонцев ни в Лондоне, ни вообще в Британии практически нет. Интересно, они вообще не мигрируют, или же просто выбирают другие страны?

"На каком мы свете?"

А вот практических вопросов после вступления в Европу у балтийцев возникло видимо-невидимо. Даже не верится, сколько, — ведь подготовительный процесс занял более пяти лет. Но самые главные административно-организационные со стороны британских властей решались уже непосредственно после "счастливого дня". Все те, кто находился здесь нелегально или с просроченными визами и т. п., но с паспортами, после 1-го мая оказались в растерянных чувствах: что делать дальше и как приобрести легальный статус. Многим из них (после долгих лет постоянных волнений и всяческих правовых ограничений) в голову не приходило, что само вступление их стран в Европейский Союз делает их положение вполне легальным.

В более сложной ситуации оказались все те "сдавшиеся" (asylum seekers) у которых документы уже по многу лет пылились где-то на полках в ожидании окончательного решения. В преддверии вступления балтийских стран в Европейский Союз эти дела давным-давно перестали рассматривать. Но никто не спешит и рассылать годами копившиеся паспорта назад. Про этих людей просто забыли — или потеряли их в системе. То есть, сейчас в Лондоне сложился новый уникальный слой населения: это люди, прожившие легально в этой стране по 7-8 лет и теперь получившие право на дальнейшее легальное проживание, в то же время не имеют никаких прав, документов или статуса. И не знают, как их получить. Могут пройти годы, пока они получат свои документы назад. И изменило ли что-либо для них вступление их родной страны в ЕС?

Легальные... нелегалы

Еще одна интересная тема — это оформление рабочих документов. В силу информационной "дыры" между правительством, отделом по регистрации рабочих и работодателями, первые две недели никто из них не мог сказать, нужно ли сначала регистрироваться и получать рабочую карту, а потом искать работу, или же наоборот. Работодатели не рассматривали документы без этой карты, отдел по регистрации говорил что сможет рассмотреть документы только после того, как человек непосредственно начнет работать. Даже после того, как сложилась более-менее официальная версия, которую принимали и те и другие, из всех моих знакомых рабочие карточки удалось получить лишь немногим. Да и то — складывается впечатление, что им просто случайно повезло. Остальных же просто обобрал отдел, выдающий эти карточки. С одних деньги сняли дважды, а затем прислали письмо, в котором говорится что работающим на себя такая карта выдана быть не может. Позже, к изумлению просителей, приходили и сами карты. К сожалению, деньги, снятые с их кредитной карты, до сих пор назад не перечислены. Другим же, как вышеописанному Арунасу, "повезло" еще больше: документы вернулись вместе с сообщением, что анкеты рассмотрены быть не могут, поскольку приложенный чек выписан неправильно. "Пожалуйста, используйте правильный метод оплаты" и.т. д.

Хорошо, так и сделаем! Только возникает вопрос: если чек действительно неправильно оформлен, почему деньги по нему сняты с моего счета?! И если его умудрились обналичить, то отчего же и документы не рассмотреть? Никто ответа на этот вопрос не знает, и никто не торопится вернуть деньги.
Но это все мелочи. В конце-концов, никогда еще не было такой бумажной волокиты, которую нельзя бы было решить рано или поздно. Самые большие сомнения по поводу пользы вступления в ЕС существовали у всех тех, кто, как и Арунас на ферме, лишились работы в пользу "нелегальной рабочей силы". Ведь таких фермеров, начальников, боссов, хозяев — сотни. Точно так же, как и новых "нелегалов", только уже из других стран. Есть спрос — есть и товар. Хуже, когда спроса нет. Так многие "новоевропейцы", выполнявшие неквалифицированные работы, очутились в какой-то вакуумной прослойке. Не выдерживающие конкурса у нормальных работодателей в силу отсутствия квалификаций и разговорного английского теперь также подвергаются дискриминации при устройстве на неофициальную работу, т. к. зачастую оказывается, что не все работодатели заинтересованы в наличии официального статуса и всех документов. Те же, кто продолжает работать на таких работах, по-прежнему существует в полулегальном состоянии. Ведь для получения другого статуса прежде всего нужно доказать иммиграционным властям, что вы год проработали... легально. Так нашли ли "новоевропейцы" здесь то, что искали? Поживем — увидим!

< назад к содержанию

Aftenposten Sunday Telegraph The Guardian The Moscow News The Sunday Times Barnet & Potters Bar Times Newsweek The Independent Challenge The Moscow Times Daily Express The Daily Telegraph Financial Times The Guardian Le Figaro
 
English version
Site map
 
Forthcoming events
LC Archive
Education
Tourism
Property
Interview
So svoey kolokolni
Posidelki
Art gallery
LC Photo archive
Vacancies
About us
Ваши статьи и фотографии о Британии
 

 

 

 

Target Accounting