RussianUK home page
Russian London Courier front page
New issue
Advertising in LC
Subscription
Where to buy LC
Contact us
Your letters
Private adverts
The Russian UK magazine
Contents RD
Advertising in RD
Subscription

Начало > Архив ЛК > Арт-галерея > Новый аукционный дом — МакДугалл

Архив "ЛК" — Арт-галерея

Новый аукционный дом — МакДугалл

30 ноября 2004 г. в 17:00 в Лондоне на площади Сент-Джеймс, 33 состоятся русские торги нового аукционного дома МакДугалл.

Моя первая реакция, когда я увидела это сообщение, была по-детски непосредственной: ну, ребята, даете! Так ведь и было чему удивиться! Стратегия первого русского аукциона МакДугалл поражала дерзкой безупречностью: единство времени, места и действия — как в античном театре. Место — рядом с аукционом с мировым именем, Кристи. Время — в тот же день , что и русские торги на Кристи и накануне аналогичных продаж на другом, не менее известном аукционе, Сотби. Действие — "Русская неделя" в Лондоне с традиционными аукционами русского искусства, к которым этой осенью добавился еще и аукцион знаменитого вина из царских подвалов в Массандре.

Нетрудно догадаться, какой была моя вторая реакция: рука потянулась к телефону.

Расчетливые романтики

С Екатериной и Уильямом МакДугалл, семейной парой, основавшей в 2004 году аукцион, я встретилась в клубе консервативной партии, членом которой является Уильям. Говорят, что первому впечатлению о людях надо доверять. В МакДугаллах меня поразило искрящееся неожиданное сочетание трезвого аналитического расчета и ...романтизма. У них есть то, что, на мой взгляд, предопределяет успех любого коммерческого предприятия, связанного с искусством: четко структурированное мышление финансиста, умение просчитать на несколько ходов вперед, — движимое, однако, воодушевлением, энтузиазмом и страстью к своему делу. На четырнадцатом году азартного коллекционирования русского искусства, МакДугаллы вышли на новый виток — создали свой собственный аукцион.

Такой, на первый взгляд, резкий кульбит в их случае выглядит абсолютно естественным и логичным продолжением всей предшествующей цепи событий. Екатерина — москвичка, закончила Литинститут в Москве и экономический факультет в Лондонском университете, 6 лет проработала в Сити; кандидат наук и член Союза писателей Великобритании. Признается, что в ее семье все сплошь коллекционеры: прадед (врач-венеролог с хорошим доходом) собирал западноевропейскую живопись и бронзу, любил аукционы, скачки; мама продолжила семейную традицию. С будущим мужем Екатерина познакомилась в Малаховке, на даче. Англичанин Уильям оказался на четверть русским: дед его был скрипачом Большого театра. Сам Уильям, экономист по образованию, долгие годы возглавлявший крупный пенсионный фонд Великобритании, к искусству также не равнодушен: играет на контрабасе в любительском оркестре, издавал поэтический журнал. К собирательству его приобщила Екатерина, потомственный коллекционер.

Назревшая необходимость

Как люди, многие годы активно участвующие в аукционном процессе (причем в обеих ипостасях — покупателя и продавца), МакДугаллы считают, что создание в Лондоне нового аукционного дома, специализирующегося на русском искусстве, — необходимость. Для старых аукционных домов русский рынок остается не центральным, русские торги проходят всего несколько раз в год. И хотя цены на произведения русских художников возросли многократно, все же выручка от продажи картины одного импрессиониста составляет по-прежнему больше, чем от всех лотов одних русских торгов вместе взятых, отмечают МакДугаллы.

Бум, который переживает сегодня русский рынок искусства, диктует новые подходы. Поэтому от других аукционных домов МакДугалл отличается несколькими факторами. Это, прежде всего, серьезная экспертная база. МакДугалл называет себя домом экспертов. В штате аукциона четыре специалиста по русскому искусству: сотрудник Третьяковской галереи Владимир Петров; московский эксперт, бывший директор аукционного дома Альфа-Арт Максим Боксер; член Института французских экспертов, автор биографического словаря по художникам парижской школы, Надин Нейзавер (Париж) — и сама Екатерина МакДугалл.

К работе также привлекаются специалисты по отдельным авторам. Мнение экспертов МакДугалл страхует компания Lloyd, что служит подтверждением их профессионального уровня и репутации: ведь в случае ошибки эксперта, Lloyd придется выложить несколько миллионов.

Другой немаловажный фактор в работе МакДугалл — аукцион не берет комиссионный сбор с продавцов, предоставляя им бесплатную экспертизу и фотографию в каталоге. Такая политика позволяет ставить умеренную оценку работы, а значит, покупатель тоже в выигрыше!

Что угодно для души

И, наконец, особый характер коллекции, которую аукцион приготовил к своим первым торгам. На ней широко представлено искусство русского зарубежья — давняя неугасающая любовь коллекционеров Екатерины и Уильяма МакДугалл. За многие годы, посвященные собиранию произведений художников русской эмиграции первой волны, искусство и нередко трагические судьбы авторов стали для МакДугаллов чем-то личным. Многие из художников принадлежали к парижской школе, кто-то активно выставлялся и добился значительных успехов, кто-то погиб, кто-то умер в нищете. Родственники и потомки художников, с которыми встречались и подружились МакДугаллы, сохранили не только работы — их бесценные воспоминания и мемуары по крупицам помогали восстановить незаслуженно забытые в России имена. Мы увидим их на аукционе — Федер, Арапов, Любич, Маревна, Пани, Терешкевич и многие, многие другие. Конечно, работы некоторых из этих художников уже появлялись на других аукционах, но МакДугаллы отдают этой теме приоритет в своей деятельности, и здесь нас ожидает немало радостных открытий.
Те, кто склонен к более традиционным "аукционным художникам", найдут на аукционе МакДугалл работы Репина, Нестерова, Шагала, Гончаровой, Бенуа, Добужинского и многих других. Три полотна кисти Петра Кончаловского несомненно привлекут почитателей творчества этого прекрасного художника. "Зима. Играющие дети.", "Обнаженная у ручья" и "Вечер на пристани" отражают разные грани таланта блестящего мастера сочной фактурной живописи, словно заряженной изнутри эмоциональным накалом цвета.

Среди 106 лотов, представленных к продаже, "Портрет Николая I" (1870 г.) кисти русского придворного живописца Егора Ботмана. Александр II заказал Ботману два портрета отца. Один из них экспонировался в Ротонде Эрмитажа, второй же был подарен Александром II английскому посольству. Портрет из Ротонды не сохранился, и потому заявленная на нынешнем аукционе работа приобретает статус уникальной. МакДугаллы надеются, "что Эрмитажу будет интересно вернуть портрет русского императора на родину, чтобы разместить его на месте прежнего, не сохранившегося портрета в только что отреставрированной Ротонде".

Каталог первого русского аукциона МакДугалл завершает картина совсем из другого измерения — работа нонконформиста Владимира Немухина "Котенок с картой". Екатерина вспоминает, как эту работу в ее отсутствие "подбросил" в офис один из дилеров. Вопреки своей обычной практике (лично принимать работы) Екатерина "подкидыша" оставила и считает эту работу знаковой, открывающей новую линию в деятельности аукциона. Коллекция произведений Неизвестного, Зверева, Краснощекова и других представителей нонконформизма будет выставлена на следующих торгах в марте 2005 года.

Планы у нового аукционного дома МакДугалл впечатляющие: в будущем они надеются довести число аукционов до одиннадцати в год. Появление на Лондонском рынке искусства нового участника, представляющего русское искусство, радует и вселяет надежды.

< назад к содержанию

 

Aftenposten Sunday Telegraph The Guardian The Moscow News The Sunday Times Barnet & Potters Bar Times Newsweek The Independent Challenge The Moscow Times Daily Express The Daily Telegraph Financial Times The Guardian Le Figaro
 
English version
Site map
 
Forthcoming events
LC Archive
Immigration
Education
Tourism
Property
Interview
So svoey kolokolni
Posidelki
LC Photo archive
Vacancies
About us
Ваши статьи и фотографии о Британии
 

 

 

 

Target Accounting