RussianUK home page
Russian London Courier front page
New issue
Advertising in LC
Subscription
Where to buy LC
Contact us
Your letters
Private adverts
The Russian UK magazine
Contents RD
Advertising in RD
Subscription

Начало > Архив ЛК > Арт-галерея > Выставка Эрте

Архив "ЛК" — Арт-галерея

Эстет, миллионер, долгожитель (выставка русского дизайнера Эрте)

В галерее Robert Sandelson в Мэйфере открылась уникальная выставка лучших работ Эрте. Один из самых блистательных персонажей художественной сцены XX века Роман Петрович Тыртов (позже он станет известным миру под псевдонимом Эрте — по звучанию начальных букв имени и фамилии) начал свою головокружительную карьеру графика, скульптора и художника моды в такую эпоху, когда сам воздух был насыщен легендами и утопиями. То был Серебряный век — время безудержного карнавала, великолепного маскарада, где в изысканном ритме модерна переплелись и закружились персонажи всех эпох и культур.

Костюм для Маты Хари

Свой первый рисунок Роман нарисовал цветными карандашами в возрасте трех лет, а в шесть создал первый дизайн вечернего платья для своей матери. Роман де Тиртофф покинул Петербург в 19 лет, приехал в Париж в 1912 г. — и больше никогда не возвращался в Россию. Потомок старинного рода, сын адмирала военного флота, он не оправдал надежд отца, променяв офицерский чин на служение музам. Еще в России Роман брал уроки хореографии у дочери Мориса Петипа и учился живописи у Ильи Репина. В Париже он начал свою карьеру в Доме моды "Каролина", но уже через месяц был уволен по причине "отсутствия таланта". Одной из первых серьезных работ стал сценический костюм для танцовщицы Маты Хари в спектакле театра "Ренессанс". Первый контракт ему одновременно предложили два издания — "Vogue" и "Harper’s Bazaar". Эрте выбрал "Harper’s Bazaar". В результате за двадцать лет в свет были выпущены 250 неповторимых обложек журнала, которые до сих пор причисляются к разряду шедевров. В общей сложности, не включая обложки, Эрте сделал для "Harper’s" 2500 рисунков, которые открыли ему дорогу на Бродвей и в Голливуд. Его страстью оставалась сцена — театр, опера, балет.

Он оформил в 1920-х годах ряд балетных номеров Анны Павловой и несколько постановок Чикагской оперы. Его называли королем мюзик-холла за неповторимый сценографический дизайн в эстрадных театрах и мюзик-холлах. А в 1925 году в Голливуде он создавал костюмы к фильмам "Бен Гур" и "Богема" на студии "Метро Голдвин Майер". В американскую культуру он привнес эстетику русского балета и французскую элегантность.

Интересно то, что Эрте-художник впитал абсолютно все традиции раннего и позднего периодов искусства — от восточной миниатюры и строгой античности до эстетствующего русского декаданса. Большое влияние на него оказали художники из "Мира искусства". Он обожал ощущение праздника, стройные дамские силуэты, сплетения жемчужных нитей, запрокинутые руки и тонкие талии. Известно, что "Русские сезоны" Сергея Дягилева потрясали Париж именно обилием бархата и жемчугов, обнажающими плечи костюмами, созданными Львом Бакстом и Александром Бенуа. Однажды Эрте получил персональное предложение от Дягилева — поставить "Спящую красавицу", — но отказался от него, предпочтя более выгодный американский проект.

Гроб, расписанный цветами

Эрте был современником самых разноречивых течений в искусстве и литературе — символизма, футуризма, кубизма, сюрреализма и поп-арта, но во все времена оставался приверженцем одного только стиля — арт-деко. В 1967 году музей Метрополитен купил в одной нью-йоркской галерее сразу 170 его работ. По словам Эрте, "это был беспрецедентный случай — купить полную экспозицию ныне здравствующего художника". После безоговорочного успеха коллекции "Цифра" последовали серии: "Шесть драгоценных камней", "Четыре сезона", "Четыре туза" и знаменитый "Алфавит", созданный в 1920-е годы и представленный на этой лондонской выставке в Мэйфэре. Оригинальные серии воспроизводились 75 раз.

Эрте умер в возрасте 98 лет, в зените славы, будучи хозяином крупнейшего производства авторских бронзовых фигурок и графических тиражей со своих рисунков. Ежегодно он продавал работы на сто миллионов долларов.

Искусствоведы, коллекционеры и историки моды еще не раз обратятся к его личности, окутанной легендами. Эрте, например, всегда восхищался красотой Феликса Юсупова, будущего убийцы Григория Распутина. Хотя в Санкт-Петербурге они жили недалеко друг от друга, но впервые познакомились в Париже. Или, задолго до своей смерти он сделал дизайн своего гроба, расписанного цветами. Блестящий представитель одной из самых ярких эпох в истории искусства не раз признавался, что воображение и магия танца были его неизменными спутниками на пути к успеху. "Все, что я делал в искусстве, — игра воображения. И у меня всегда был один идеал, одна модель — движение танца".

< назад к содержанию

 

Aftenposten Sunday Telegraph The Guardian The Moscow News The Sunday Times Barnet & Potters Bar Times Newsweek The Independent Challenge The Moscow Times Daily Express The Daily Telegraph Financial Times The Guardian Le Figaro
 
English version
Site map
 
Forthcoming events
LC Archive
Immigration
Education
Tourism
Property
Interview
So svoey kolokolni
Posidelki
LC Photo archive
Vacancies
About us
Ваши статьи и фотографии о Британии
 

 

 

 

Target Accounting