Большой Балет возвращается в Ковент-Гарден
...Порой на сценах знаменитых театров Запада мы встречаем короткошеих Лебедей и коренастых Онегиных. Как будто и здесь применим пресловутый английский житейский совет: as long as they are happy.
Как их принимали полвека назад
Подобно многим балетоманам, я до сих пор берегу старые газетные вырезки с сообщениями о самых первых больших гастролях советского балета.
Осень 1956 года. Лондон жил в нетерпеливом ожидании: приедет Большой Балет или не приедет? Ведь в полном составе эту труппу за все 200 лет ее существования никогда за рубежом не видели. А в пятидесятые годы холодная война была в разгаре, и даже за несколько дней до открытия гастролей не было уверенности в том, что они состоятся. Спрос на билеты был настолько велик, что Королевский театр и лондонская полиция разработали специальную тактику борьбы со спекулянтами, а узенькие тротуары Флорал-стрит в Ковент-Гардене стали "спальней" для тех, кто был готов проводить дни и ночи в очереди ради возможности увидеть Большой. Даже небеса попробовали саботировать это турне и в день прибытия труппы спустили на Лондон такой плотный туман, что самолету из Москвы пришлось приземлиться в Марстоне в Кенте. Но ни политики, ни стихия не помешали небывалому успеху Большого. Смотрю на рецензии критиков и вижу частокол восклицательных знаков: "Триумфально!" "Не описать словами!" "Видели чудо? Это Уланова!" Именно те гастроли добавили к легендарным в начале века словам "Балле Рюс" новое символичное для балета слово — "Большой".
Проблемы реальные и мнимые
С тех пор труппа несколько раз приезжала в Лондон, однако крупных ее гастролей с большими, "полнометражными" балетами здесь не было с 1999 года. Был приезд с концертной программой в Театр Друри-лейн в 2001 году. Он был неумело организован малоопытным в балетных делах импресарио и "ощетинил" местную критику против ни в чем не повинного Большого, показавшего отличный балет. А Мариинский (Кировский) балет приезжает в Лондон каждые два года, а порой и ежегодно. И возникло у отдельных английских критиков некое клише: в любой статье о русском балете они рисовали вымышленную ими картину острого соперничества между двумя великими труппами, победителем в котором называли Мариинский. Поскольку упрекнуть артистов Большого им было особенно не в чем, то они смаковали другие проблемы театра: смену худруков, нехватку финансов, отсроченный ремонт здания театра и т.п. Всё это правда, такие проблемы порой были, но, перемывая их, эти критики отвлекали читателя от главного и создавали искаженную картину Большого Балета.
Смена худруков проходит теперь по-другому
Действительно, здание Большого театра давно просит ремонта, и он наконец-то начнется в этом году. Правда и то, что в балетной труппе за семь лет сменились 5 художественных руководителей. Иногда они сменялись совершенно циничными методами: Владимир Васильев, например, узнал о своем увольнении по радио. И тут уж опять виноват не театр, а живучее министерское хамство.
Самая последняя смена руководства произошла, на удивление всем, очень приличным образом. Подошел к концу трехлетний контракт с Народным артистом СССР Борисом Акимовым, при котором в театр вернулись балеты Григоровича и "Дочь фараона" Лакотта; впервые Большой станцевал "Тщетную предосторожность" Эштона и "Собор Парижской богоматери" Пети; поставлен балет-модерн "Ромео и Джульетта" — без пуантов(!); и, наконец, появились такие эксклюзивы, как "Пиковая дама" и "Светлый ручей". Но тут театр пожелал иметь во главе труппы хореографа, и место худрука было предложено Алексею Ратманскому. В январе этого года и предшественник, и преемник вместе провели гастроли Большого в Парижской опере, доказав, что смена руководства в российском учреждении может проходить вполне цивилизованно.
Незадолго до этого было объявлено, что летом, с 19 июля по 7 августа, Большой будет выступать в лондонском Ковент-Гардене, на сцене которого его не видели 18 лет. Немало людей ждут этого события с нетерпением, но у меня терпения не хватило, и уже зимой я отправилась "Евростаром" в Париж, чтобы увидеть несколько спектаклей, а также и узнать поподробнее о лондонских гастролях.
Кто он такой — Алексей Ратманский?
В шумном кафетерии Парижской оперы мы сидим за столом с Алексеем Ратманским, очень собранным, элегантным и доброжелательным. Я знаю, что почти вся его карьера прошла за границей. Окончив училище Большого театра и потанцевав в Киеве, он уехал работать в Канаду, ставил балеты в Стокгольме, Сан-Франциско и Петербурге, а в последние годы был ведущим танцовщиком и хореографом Датского королевского балета. Спрашиваю его, как он в 35 лет отважился согласиться на такой высокий пост в главном российском театре и какая у него основная задача сейчас.
— Ох ты! — выдыхает он. — В нескольких словах не скажешь. Главное — мне самому надо понять, нужен ли я Большому. Большой — это настолько великая организация, великий театр, что придется забыть о себе и понять, как нужно ему развиваться, а также и хранить те прекрасные старинные традиции, которые там живут.
Слова "забыть о себе" сразу настораживают меня. Не означает ли это, что он, прекрасный танцовщик, не будет танцевать на сцене Большого театра?
— Скорее всего не буду. Безусловно. Танец требует очень большой концентрации, так же, как и постановочное дело, и директорское. Это забирает всё. И делить себя будет просто невозможно.
Не могу не сожалеть о его решении: ведь принцы так нужны во всех балетных труппах. Особенно тогда, когда главный принц...
Главный принц остается дома
Да, в январе перед парижскими зрителями не появился главный принц Большого Балета Николай Цискаридзе — самый титулованный, премированный и узнаваемый в России танцовщик, а также не был показан эксклюзивный, идущий только в Большом театре балет "Пиковая дама" знаменитого французского хореографа Ролана Пети. Причину этого мне объяснила руководитель пресс-службы театра Катя Новикова:
— То, что этот балет не увидят в Лондоне, так же, как не увидели его в Париже, связано только с тем, что премьер Большого театра и звезда русского балета Николай Цискаридзе, находясь осенью здесь, в Париже, во время репетиции балета "Клавиго" получил тяжелую травму колена, был прооперирован и сейчас восстанавливается. Роль Германна создавалась на Николая, на его индивидуальные особенности. Без него не хочется показывать этот спектакль.
Это сообщение опечалит многочисленных поклонников Николая в Лондоне, но не заставит их сидеть дома, так как приедут коллеги принца — Андрей Уваров, Сергей Филин, Дмитрий Белоголовцев и Дмитрий Гуданов. С ними будут выступать ведущие балерины театра: Светлана Захарова, Надежда Грачева, Анна Антоничева и Мария Александрова.
Звездные балерины Большого
Светлану Захарову в Лондоне знают хорошо: еще "тинейджером" она начала участвовать в гастролях Мариинского балета, где станцевала все главные роли, но осенью прошлого года изумила балетный мир — переехала в Москву и вступила в труппу Большого. Ее педагогом стала одна из лучших в недавнем прошлом балерин Людмила Семеняка, тоже когда-то оставившая Ленинград ради Москвы.
— Когда мы познакомились, — говорит Людмила, — то почувствовали, что, видно, нужны сейчас друг другу творчески. Я ведь еще не остыла от сцены, не стала старым мэтром. Во мне еще живы мои роли. Светлана пришла в театр уже как мастер, но ей пока 24 года, и она открыта для жизни. Мне безумно повезло — репетировать с такой ученицей.
Вряд ли сейчас в мире можно найти балерину, равную Захаровой по красоте физической формы. Критики называют ее "абсолютным совершенством": "длинноногая, с таким арабеском, за который можно жизнь отдать, и самыми изысканнейшими стопами, какие только можно представить". Приглашения идут к Светлане с разных материков, и график ее личных гастролей расписан на два года вперед.
А вот другая солистка, Маша Александрова, пока известна в Лондоне меньше. В Париже она стала настоящей сенсацией, и на интернетных балетных форумах настойчиво звучал один и тот же вопрос: как может такая танцовщица не иметь ранга "этуали", прима-балерины? Руководство Большого этот успех заметило и в начале июня отправило Машу в Лондон для серии интервью, переводить которые выпало удовольствие мне. Два дня мы провели в офисной части театра Ковент-Гарден.
С утра до вечера критики и журналисты сменяли один другого, задавая в основном одни и те же вопросы, но умница Маша — высокая, худенькая и очень современная девушка — стойко выдержала этот весьма однообразный процесс и даже типично таблоидные вопросы: а как балерины соперничают? а не был ли для вас неприятен приход в труппу Светланы Захаровой? и т.п.
Ромео и Джульетта — какими бы они были сегодня
Больше всего вопросов было задано о новой балетной версии "Ромео и Джульетты", которую пока не видели нигде, кроме Москвы. Хореография молдаванина Раду Поклитару совершенно не похожа на знаменитые балетные эпопеи Лавровского и Макмиллана, но интерес к спектаклю в Лондоне будет особый, так как концепция и постановка принадлежат известному английскому режиссеру Деклану Донеллану. Маша Александрова признается:
— Сначала я была в шоке, настолько это было не похоже на классику, где всё должно быть аккуратно, элегантно, красиво, но потом мне очень захотелось станцевать эту трагедию средствами современного балета. Моя Джульетта танцует без пуантов, в современной одежде, волосы у нее растрепаны. Она подросток, которому все мешают соединиться с любимым. Я даже три раза вскрикиваю в этом спектакле. Если бы вы видели, как молодежь принимает этот балет! Потому что это балет о них, о сегодняшних молодых.
Ну а в области балета
Если балет "Ромео и Джульетта" отдает дань современной хореографии, то в остальных четырех спектаклях, которые Большой привезет в Лондон, он сможет продемонстрировать, что классический репертуар остается гордостью российских трупп. Расхожая фраза: "Ну а в области балета мы впереди планеты всей", — звучала аксиомой в советские времена. Сейчас русские танцовщики признают, что балет-модерн безусловно имеет более долгий стаж на Западе, а потому и успел достичь большего, чем в России. В то же время известно, что натренировать танцовщика для хорошего исполнения современных номеров можно за 3-4 года, в то время как для воспитания классического танцовщика восемь лет абсолютно необходимы. Поэтому в наш скоростной век молодежь на Западе, поучившись кое-каким классическим па, часто гонится за ранним успехом и уходит в труппы современного балета. Как-никак, делать это легче. Классические танцовщики могут станцевать всё, а классику кроме них никто не станцует. Вот почему гастроли Большого Балета (так же, как и Мариинского) для нас всегда праздник.
На приеме в русскую балетную школу по-прежнему существует строгий отбор: пропорции, гибкость, шея, стопы, — все физические данные учитываются. Если в период обучения обнаруживается ухудшение физических данных, происходит безжалостный отсев. А на Западе даже в эту область, увы, вторглась политкорректность: если учение оплачено — родителями ли, спонсором ли, — то каждому надо дать шанс. В результате от этого страдает балетная эстетика, и порой на сценах знаменитых театров Запада мы встречаем короткошеих Лебедей и коренастых Онегиных. Как будто и здесь применим пресловутый английский житейский совет: as long as they are happy.
Кроме того, растущее стремление к комфорту привело и к использованию западными балеринами более широких пуантов. Конечно, они помогают устойчивости, но одновременно разрушают изящный вид стопы. В обеденный перерыв между своими интервью в Ковент-Гардене Маша Александрова побежала в балетный магазин "Фрид" на Сент-Мартинс-лейн, чтобы заказать себе новую колодку. Ей предложили примерить несколько пар балетных туфель, но она все просила: "Только потом мне носочек поуже сделайте. Еще, еще уже", — на что многоопытная продавщица заметила: "А у нас обычно пошире просят". Из-за этого "пошире" и выглядят пуанты некоторых балерин на Западе копытцами, хотя и качественно сделанными. К счастью, на предстоящих гастролях Большого таких "подрубленных" носков мы не увидим.
Английский лорд в Древнем Египте
На традиционных в России узких пуантах наши балерины будут танцевать четыре классических балета. Фирма-импресарио "Виктор Хохгаузер Лимитед" составила отличный репертуар гастролей. Помимо "Ромео и Джульетты" будет еще один эксклюзивный спектакль — "Дочь фараона". Французский хореограф Пьер Лакотт настолько доволен тем, как Большой исполняет его балет, что даже не хочет отдавать эту свою постановку ни в какие другие театры. Одна из английских критикесс уже назвала этот балет "котом в мешке". При большей любознательности могла бы и доехать до Парижа, где этот "кот" прошел с огромным успехом при полных аншлагах.
Два эксклюзива + три "фирменные" постановки
В Москве судьба "Дочери фараона" сложилась довольно драматично. Публика приняла ее на-ура, а знаменитому дирижеру Геннадию Рождественскому, проработавшему девять месяцев в должности художественного руководителя театра, не понравилась музыка, и он снял балет с репертуара. Конечно, композитор Цезарь Пуни — не Чайковский и не Прокофьев, но его незатейливая музыка мелодична, ритмична и танцевальна. Московская публика так лоббировала возвращение "Дочери фараона" на сцену, что Большой вторично "удочерил" ее. То, к чему критично отнесся русский дирижер, было с восторгом принято в Париже. И теперь "Дочке", как называют ее в театре, предстоит встреча с Лондоном.
Помимо двух новых, эксклюзивных постановок Большой привезет три знаменитых спектакля: "Дон Кихот", "Лебединое озеро" и "Спартак".
PS. Пока этот номер газеты готовился к печати, стало известно, что 25 июня 25-летняя Маша Александрова возведена в ранг прима-балерины Большого театра.