Картинки с выставки (номер 207)
А вылилось все это в неожиданно яркий и красочный спектакль-шоу, который стоит посмотреть. Ведь все-таки мальчики, которые шьют, остаются в меньшинстве среди своих собратьев.
Прощание с зимой
Наступил март, весна, и приходит время прощаться с зимой. А ведь снега-то настоящего так и не было, подразнил только пару раз и растаял. А вот если бы нападало, как полагается, с полметра или больше, — представляете, как здорово было бы на санках, да с Праймроуз-хил вниз — вжик! В Хэмпстеде тоже горки подходящие имеются. А то можно было бы в Гайд-парке снежную бабу закатать: солидную такую, метра в два ростом. Эх, размечталась я... Но ведь есть же места, и не так уж и далеко, где прямо сейчас снежные скульптуры и сооружения самых невиданных форм и конструкций представлены на "Снежной выставке". Для этой первой такого рода экспозиции современного искусства шестьдесят скульпторов и архитекторов из многих стран мира собрались около небольших финских городов Кеми и Рованиеми. Аниш Капур, Рейчел Витред, Йоко Оно, Лоуренс Вейнер и другие скульпторы работали в командах с архитекторами и архитектурными фирмами,такими как Заха Хадид, Тадао Андо, Системы Будущего и т. д.
Уникальные конструкции из прессованного снега и льда, возведенные по проектам участников выставки (в довольно-таки экстремальных условиях!), поражают красотой и неисчерпаемыми возможностями, которые таят в себе снег и лед в качестве материала для творчества. Конечно, авторы обязаны соблюдать определенные параметры (длина произведения — не более 80 квадратных метров,высота — не более 8 метров), а также учитывать строительные возможности снега, но зато они могут использовать дополнительные элементы в своей работе — звук, видео, свет, традиционные приемы художественной техники. Что они и не преминули сделать. Так, Чаи Гуо-Гвин, известный своими фейерверками, в сотрудничестве с фирмой Заха Хадид вырезал соединяющиеся между собой конструкции в стиле арт-деко: одну — изо льда, другую — из прессованного снега. Несколько раз в неделю это сооружение поджигают: 1000 литровые фонтаны водки красиво горят розово-голубым пламенем, лижущим и плавящим холодные белые глыбы льда. Эффектное, должно быть, зрелище!
Архитектурная фирма Диллер и Скофидио вместе со скульптором Джоном Ролоффом создали беспрецедентную (в 64 квадратных метра!) шахматную доску. Состоит она из 81 сверкающего куба льда; каждый куб изготовлен из 120 литров замороженной минеральной воды. На поверхности каждой шахматной клетки-куба желтым цветом вытатуировано название воды. Тут минеральные воды из Иордании, Японии, Австралии, Афганистана, Сербии, Швеции, Аляски; так же, как и знаменитые Перье, Виши,Нестле; даже специальные виды минеральных вод: для собак, для укрепления здоровья, для... мира. Один из авторов проекта, архитектор Лебединский, говорит, что своей работой они обращают внимание на коммерциализацию природы — эту сумасшедшую идею "платить деньги за старую веревку", которая питает мир производителей воды в бутылках. Уникальная выставка снежных проектов под открытым небом продлиться до 31 марта, пока не потеплеет, и не начнут эти произведения искусства — увы! — таять...
Мальчики, которые шьют
Выставка под таким названием проходит сейчас в Crafts Council Gallery. Конечно, авторы представленных здесь работ давно не мальчики, а взрослые люди. Но вы же знаете,как с английским языком: помню, как мне стало не по себе, когда пригласившая меня в гости 70-летняя англичанка сказала, что к чаю придет ее бойфренд. Бойфренд действительно вскоре появился, но к моему изумлению и облегчению на вид ему было далеко за 80. И вообще, возвращаясь к выставке, не в возрасте тут вовсе дело. А в том, что все ее участники — особы мужеского пола, увлеченные таким традиционно женским занятием, как шитье, вязание, вышивание. Эксцентризм в Англии всегда был и остается в цене, это общеизвестно. Еще в 1976 году в газете "Гардиан" Джон Эзард писал: "Шитье — любимое хобби для 2% мужского населения Великобритании".
Практически все 7 участников выставки получили художественное образование и поэтому их обращение к такому виду деятельности, как шитье и вышивание, воспринимается в контексте сегодняшних критериев декоративно-прикладного искусства.
Яркий, неожиданный, часто юмористический подход авторов демонстрирует тем не менее широкие возможности использования текстиля для создания работ на серьезные темы, нередко связанные с социальными и даже политическими идеями. Работы японца Сатуро Аояма — огромные портреты, вышитые на машине, исследуют восприятие красоты человеческого лица через изучение несовершенств и дефектов кожи. Аояма переводит фотографии на органзу и терпеливо, слой за слоем, цветными нитками вышивает-лепит объем лица или пейзаж, добиваясь в своих работах суперреалистической трактовки изображения.
В серии работ "Угроза обществу" Хью Лоцке обращается к теме реального и мнимого страха. Фигуры-скульптуры Лоцке сплошь составлены из пластиковых кукол, солдатиков, животных, искусственных цветов, перьев и другой яркой мишуры, которую художник находит на базаре в Брикстоне или в других лондонских лавках, где любая вещь стоит всего лишь один фунт. Издали работы Лоцке воспринимаются как пестрые карнавальные куклы, но, приглядевшись, видишь, что среди экзотических цветов торчат игрушечные пистолеты с маркировкой "сделано в Англии". Художник сознательно использует дешевые, низкого качества материалы, чтобы создать из них нечто более серьезное, выходящее за рамки китча.
Инсталляции Грега Фишера построены на противоречии. Знакомые предметы мальчишеских игр — солдатики, астронавты, лазерные пистолеты — автор своеобразно переосмысливает, воссоздавая их утилитарно-комфортный вариант. В работе "Ясная и презентабельная угроза" обтянутые красивым блестящим дамасским шелком бомбы кажутся привлекательными елочными шарами. Как вредный озорной школьник Фишер играет с нашим восприятием, внося элемент двойственности в большинство своих произведений. Кажется, вся выставка построена на идее переплетения юмористических и серьезных вещей. Художники используют самые различные виды рукоделия и техники — от ручного шитья стежками до машинного исполнения; и так же варьируются стили в их работах — от фигуративного до абстрактного. А вылилось все это в неожиданно яркий и красочный спектакль-шоу, который стоит посмотреть. Ведь все-таки мальчики, которые шьют, остаются в меньшинстве среди своих собратьев.
Жила-была бедная стриптизерка...
Так можно было бы начать эту быль. Очень уж она напоминает сказку о Золушке. Правда, работала наша героиня не домработницей у зловредной мачехи, а стриптизеркой в лондонских клубах. Таким образом 35-летняя мать-одиночка Стелла Вайн зарабатывала на жизнь. И вот, в один прекрасный день, как и полагается в сказке, на сцене появилась... Нет, не фея, как в "Золушке", а волшебник — мультимиллионер и страстный коллекционер концептуального искусства. Да-да, именно легендарный Чарльз Саатчи выступил в роли волшебника для лондонской Золушки. Волшебной палочкой он не махал, а просто зашел в крошечную "Transition gallery" в Хакни и купил картину — портрет принцессы Дианы под названием "Привет, Пол, можешь ли ты прийти ко мне". Какое отношение имеет эта покупка к Стелле Вайн? Да самое прямое: ведь она и есть автор этой картины. Свободное от работы в стриптиз-клубах время Стелла посвящала рисованию. Неважно, что до Чарльза Саатчи никто ее картины не покупал. Теперь это уже не имело ни малейшего значения — покупка Саатчи в один сказочный миг изменила жизнь Стеллы. Телефон в ее маленькой студии раскалился от бесконечных звонков коллекционеров и галерейщиков, жаждущих ее работ; национальные газеты опубликовали о ней статьи, — в общем, как сказала владелица "Transition gallery", уникальность позиции Саатчи в том, "что если он покупает работу какого-то художника, то может сделать его звездой". Магия имени срабатывает автоматически — ведь за картину Стеллы Саатчи заплатил всего 600 фунтов. Пустяки по сравнению с его обычными покупками. Совсем недавно, например, он приобрел работу Luk Tuymans за 427 тысяч фунтов. Хотя для Стеллы и 600 фунтов неплохая сумма: в Windmill Club в Сохо она зарабатывает всего 200 фунтов в неделю. Тем более, что, как она призналась, на написание купленной Саатчи картины она потратила аж 15 минут. Портрет Дианы с капающей изо рта кровью Стелла написала в "умышленно плохом стиле", который она предпочитает более реалистичному и фотографичному.
Стелла Вайн теперь пребывает в состоянии сказочной эйфории от неожиданно свалившейся на нее популярности. Надеется, что сможет бросить работу стриптизерки и всерьез заняться живописью. Кто знает... Ведь Чарльз теперь усиленно ищет новые таланты, которые он магической силой денег надеется превратить в сияющие звезды. И уже известно, что картина Стеллы Вайн будет занимать центральное место на открывающейся 23 марта в личной галерее Саатчи (в лондонском County Hall) выставке под интригующе-двойственным названием "Fresh blood". Тем временем, словно в благодарность за благородный поступок Саатчи, Стелла написала портрет его жены Найджеллы Лоусон, дав ему труднопереводимое имя Seriously Chocolaty Chocolate Cake. Какие новые чудеса готовит судьба нашей Золушке — это покрыто тайной. Доподлинно известно лишь одно: у большинства сказок счастливый конец.
Надежда Лондонская