© RussianUK. Alll rights reserved
HOME HOME
INTERVIEW
Художник Наталья Капчук о современном искусстве и жизни в Лондоне Фото и материал предоставлены официальным пресс-офисом художника Натальи Капчук – FprBuro. Наталья Капчук – молодой британский художник русского происхождения, чья серия работ «The Lost Planet» привлекла внимание зрителя еще до официальной презентации проекта; арт-амбассадор Общества Искусств, Моды и Спорта при Парламенте Великобритании; филантроп, поддерживающий благотворительные организации по борьбе с загрязнением окружающей̆ среды, защите Мирового океана, сохранению исчезающих видов животных; амбассадор Better World Forum (BWF). – Наталья, почему вы выбрали Лондон для развития своей профессиональной деятельности? Я увлеклась искусством в раннем детстве. Моя мама – художник и скульптор, работала в творческой студии, где и я часто находилась. Я много наблюдала, как она часами мастерски работала с глиной, раскрывая мне секреты техники производства и формообразования этого пластичного материала, последующей росписи изделий и других профессиональных тонкостей. Чуть позже я с интересом училась в городской художественной школе и часто выставляла свои работы на местных арт- ярмарках. Я планировала получить профильное высшее образование в сфере искусства, но все-таки остановила свой выбор на факультете «Международных отношений», так как «языки» были моей второй страстью – и до поступления я училась в специализированной лингвистической гимназии. После получения диплома я переехала из России в Дубай, где у меня появилась возможность вновь заниматься искусством – я курировала интересы художественной галереи «Art Loft». В процессе этой работы я поняла, что мое увлечение современным искусством с годами только возросло, и я приняла решение – продолжить профессиональное обучение в этой области. Так я поступила в Центральный колледж искусства и дизайна Сент-Мартинс и в Колледж искусств Челси. После окончания я поняла, что хочу остаться в Лондоне, жить здесь постоянно. Я считаю, что наш город – столица современного искусства, идеальное место для реализации творческого потенциала. Со временем мне удалось создать собственную творческую студию, где я продолжаю работать и сегодня, где находятся мои серии работ. – Вы – арт-амбассадор Общества Искусств, Моды и Спорта при Парламенте Великобритании, что предполагает ваша деятельность на этом посту? Я очень серьезно отношусь к деятельности в рамках данного статуса. Я понимаю, что это большая ответственность и каждое мое действие должно приносить пользу деятелям искусства, ощутимый результат. Моя прямая задача – поддержка молодых художников в их развитии, понимание проблем, с которыми они сталкиваются в своей деятельности, и вынесение на обсуждение их путей решения с моими коллегами из данной организации с целью донести острые темы до вышестоящих парламентариев. В Вестминстерском дворце мы встречаемся с другими послами общества для совместного диалога. – Наталья, как вы считаете, почему эко- направление сегодня так актуально в искусстве? Насущные общественные проблемы во все времена находили отражение в искусстве: социальные, политические, экономические и духовные, а со второй половины прошлого века к ним добавилась еще одна важная – экологическая. Основная причина этого – серьезная обеспокоенность человека состоянием окружающей среды: загрязнением воздуха и вод мирового океана, вымиранием видов флоры и фауны, таяньем льдов под действием глобального потепления, количеством непереработанного мусора, который скапливается и занимает масштабные площади на континентах и другими факторами. Человечество всерьез обеспокоенно будущим, тем, что нас всех ждет, если мы не восстановим естественный экологический баланс. А перспектива здесь пугающая – конкуренция за природные ресурсы и, как следствие, вымирание значительной части населения планеты. – Расскажите о вашей серии работ «The Lost Planet»: что послужило мотивацией к освещению проблем, связанных с экологией и почему вы решили взять на себя инициативу через призму искусства привлечь внимание общественности к проблемам изменения климата? Для меня тема экологии важна и первостепенна, потому что я вижу происходящие на планете изменения: реки, которые выносят пластик в океаны, формируя большие мусорные пятна, и на побережья, изменяя образующимися отходами условия обитания животных и птиц, в которых они погибают; таяние ледников из-за глобального потепления, загрязнение воздуха, уничтожение огнем и вырубкой значительной площади тропиков Амазонии и лесов Сибири. Я знакомлюсь с данными, предоставленными учеными из различных университетов, читаю статьи и тематические доклады ведущих профессиональных организаций, посещаю значимые международные события, например, недавно я присутствовала на Всемирном экономическом форуме в Давосе. И чем больше я погружаюсь в изучение современного состояния природы, тем сильнее возрастает желание привлечь большее число людей к решению наших общих экологических проблем, в том числе и через создание арт-объектов. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что эко-направление в серии работ «The Lost Planet» я выбрала сознательно, чтобы донести до зрителя масштабы происходящего бедствия. Мой проект отражает, с одной стороны, красоту нашего мира, невероятные природные ландшафты и их богатства, а с другой – показывает разрушение экологического баланса, вызванное деятельностью человека. Все работы имеют круглую форму, символизирующую Землю, каждая из них посвящена какой-то одной определенной теме. «Ocean’s DNA»    сигнализирует о проблеме исчезновения коралловых рифов из-за повышения температуры вследствие глобального потепления, и, на этом фоне, разрушения подводной экосистемы на Мальдивах. В работе «The Planet made of Gold» я показываю красоту вод Мирового океана и необходимость их очистки от мусорных пятен. В произведениях «Russian Wildfires» и «The Last Breath» – поднимаю проблему уничтожения лесного фонда планеты из- за вырубки и пожаров, подчеркивая натуральными материалами, корой сибирских пород деревьев и мхом, их значимость для флоры и фауны, для человека.   В серии «The Lost Planet» присутствуют арт-объекты, обращенные к проблеме загрязнения экологии пластмассовыми полимерами. В работе «Environmental crisis» я поднимаю вопрос о переработке пластикового мусора, использованного человеком в быту, и о проблеме устранения последствий добычи нефти. По данным специалистов около 8 миллионов тонн пластмассы и 706 миллионов галлонов отработанного масла ежегодно попадают в воды Мирового океана, что убивает подводный мир и его обитателей, отравляет береговые зоны.  Микрочастицы пластика через воду и пищу просачиваются в организмы животных и рыб. Выстраивается пищевая цепочка, в которой на всех этапах присутствуют синтетические полимеры, отравляя, в том числе, и человека.  Мусор из пластика перерабатывается недостаточно – например, по некоторым данным всевозможные упаковки только на 14%, а 32% из них попадают в окружающую среду через свалки. Зная о таких масштабах бедствия, невозможно оставаться в стороне от проблемы. Поэтому я призываю зрителя через свои работы свести к минимуму личное потребление пластика, в быту заменить его на многоразовые и перерабатываемые материалы. – В этом году вы представите арт-объекты зрителям в Лондоне: в каком формате вы планируете представить «The Lost Planet»? Что нас ожидает? Работы из серии «The Lost Planet» частично уже выставлялись в 2019 году на групповых выставках London Contemporary у нас и Consciousness (в рамках фестиваля Anima Mundi) в Венеции, приуроченной к Венецианской биеннале современного искусства. Полностью проект «The Lost Planet» будет представлен в рамках моей первой персональной выставки. Зрителей ожидает знакомство с 26 работами, двумя настенными скульптурами и видеоинсталяцией. После презентации в Лондоне я планирую представить экспозицию в Нью-Йорке и Москве. – Вы много путешествуете с целью изучения географических объектов для дальнейшего исследования местных проблем. Расскажите о своем последнем вояже. Каждое путешествие для меня – это новые знания, открытие уникальных мест, их природы, особенностей ландшафта и, конечно же, погружение в экологические проблемы данной местности. В январе, во время визита в Бразилию, я познакомилась с дикой природой амазонских джунглей, где в естественной среде обитания представлены многочисленные виды флоры и фауны. Эта поездка вызвала смешанные чувства. С одной стороны, есть нечто удивительное в наблюдениях за ленивцами, обезьянами и попугаями, а с другой, чувство тревоги за этот огромный зеленый «материк», Амазонию. Каждый год леса здесь уменьшаются в размерах на миллионы гектар из-за вырубки и пожаров, а ведь они считаются «легкими» нашей планеты. Вместе с ними погибают или мигрируют редкие виды животных, птиц. Эту экологическую проблему я отразила в своей работе «The Last Breath», где территория лесов Амазонии выполнена из натурального мха на фоне материка Южная Америка, изготовленного из сухих цветов.  Такое наложение материалов позволяет зрителю увидеть масштаб в сравнении, настоящие размеры территорий этих могучих тропических лесов. – Основную часть времени вы проводите в Лондоне. Где вас можно встретить? Есть ли любимые места? Я очень люблю Гайд-парк: летом много зелени – приятно совершать пробежки утром или прогуляться вечером, наблюдая за жизнью местных белок и птиц. Здесь я ощущаю себя на каком-то островке «гармонии», вдали от большого города.  Нравится мне бывать в «Chelsea Physic Garden» – там удивительные оранжереи, уникальные виды растений и цветов из разных уголков земного шара, впечатляющее биоразнообразие. Я посещаю знаковые выставки арт-индустрии.  Недавно я была на «Eco-Visionaries» в Royal Academy of Arts, посвященной экологическим проблемам современности и поиску путей их решений. Особое впечатление произвела инсталляция «The Substitute», изображающая северного белого носорога. Последний в мире самец этого вида умер в 2018 году, и ученые-генетики пытаются искусственно, с использованием биотехнологий восстановить его представителя. И тут возникает вопрос: как человечество могло допустить вымирание целой популяции, чтобы потом пытаться возродить ее представителя искусственно? И насколько «клон» будет отличаться от настоящего северного белого носорога? Имеет ли человек право выступать в качестве творца других видов на планете? Такие мысли не покидали меня еще долгое время после посещения выставки. Еще я люблю и с удовольствием посещаю театры нашего города и смотрю интересные мне фильмы на большом экране. Из недавних меня порадовала комедия «Джентльмены» Гая Ричи, большое впечатление произвела драма режиссёра Тодда Хейнса «Темные воды», основанная на реальных событиях. Фильм тесно связан с темой загрязнения экологии большими корпорациями. В картине речь идет о многолетней борьбе адвоката Роберта Билотта с крупной корпорацией, занимающейся химическим производством. На протяжении 40 лет градообразующий завод компании загрязнял воду в провинциальном городке, отчего заболевали и погибали животные, а местные люди рождались с отклонениями и приобретали неизлечимые болезни. Вся правда об отравлении воды в реках тщательно скрывалась, так как на кону были миллиарды долларов, полученных от производства продукции. Меня очень расстроила картина жизни людей в этом городе: большая часть населения знает о загрязнении, но молчит, потому что завод дает им рабочие места, кормит их семьи, более того, они отказываются общаться и всячески унижают тех, кто выступает на суде против корпорации – своих же родственников, бывших друзей. Для меня это история о «маленьком» человеке – в его образе предстают все эти люди, которые боятся защищать свою жизнь, ее качество и ничего не хотят менять, и о «большом» – главном герое, который посвятил себя делу борьбы за право человека не быть отравленным, не ведая этого, за возможность жить в чистой местности и за экологическое будущее этого региона.
Environmental crisis, 2019