Картинки с выставки (номер 210)
"...Скандальная слава "культурного гангстера" приносит Банкси немалые дивиденды: плакаты с его граффити продаются в универмаге "Селфриджес", футболки с его слоганом идут нарасхват, поп-группа "Blur" заказала ему обложку для своего недавнего альбома, а полотна Банкси, по словам его менеджера, продаются по 10 тысяч фунтов".
"МоМА — это звезда"
Многочисленные общественные опросы показывают, что большинство из нас любит путешествовать. Вот я и подумала: а почему бы нам не расширить географию художественных выставок, включив сюда,например, Европу?
В самом деле, с билетами за несколько фунтов, которые добрейшая в мире авиакомпания Райнэар периодически выставляет на своем вебсайте, просто грех на махнуть на пару дней куда-нибудь в Париж или Венецию. Посмотреть город, выпить чашечку кофе в самом популярном кафе или отведать местных лакомств — это уж, как говорится, к чему у вас душа лежит. Я, конечно, порекомендовала бы посмотреть два-три музея. Больше, думаю, не стоит, поскольку живой город, люди на улицах, парки — лучший музей под открытым небом в любой стране.
Итак, поехали! Если вы соберетесь в ближайшие полгода в Берлин, то помните, что там открылась выставка, пропустить которую было бы очень обидно. Потому что представлены на ней хрестоматийные шедевры искусства ХХ века из коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства или, как его еще называют, МоМА (аббревиатура от Museum of Modern Art). Называется выставка "МоМА в Берлине" и многие из двухсот экспонирующихся на ней работ давно стали иконографией искусства прошлого столетия. "Звездная ночь" Винсента Ван Гога,"Танец" Анри Матисса, "Водяные лилии" Клода Моне, "Обнаженная" Амадео Модильяни — легко узнаваемые картины в истории искусства.
МоМА обладает наиболее полной и ценной коллекцией искусства прошлого столетия, в которой широко представлены известные мастера: Пабло Пикассо, Анри Матисс, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Пьер Бонар, Казимир Малевич, Пит Мондриан, а также сюрреалисты Хуан Миро, Ив Танги, Сальвадор Дали; дадаист Марсель Дюшамп, попартист Мерет Оппенхейм и,конечно, американские художники — Джексон Поллок, Барнет Ньюмен, Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн, Энди Ворхол и многие другие.
Как культурный институт МоМА занимает ведущее место среди музеев современного искусства в мире. Это хорошо видно по теперешней выставке в Берлине: главным ее экспонатом кажется сам МоМА. Умело оркестрованная кураторами экспозиция выдающихся работ ХХ века излучает настроение уверенного превосходства МоМА в мире музеев: смотрите, это лучшее шоу на земле, представленное одним из лучших музеев мира!
Весь Берлин обклеен плакатами "МоМА — это звезда". Конечно, мощная финансовая база музея позволяет ему горделиво задирать нос. В то время как многие европейские музеи борются за выживание, МоМА к своему 75-летнему юбилею открывает на Манхеттене новый центр, позволяющий ему утроить выставочную площадь. Этот проект обошелся Нью-Йоркскому музею в 460 миллионов фунтов (в три раза дороже лондонской Тate Modern).
Однако не будем углубляться в музейные проблемы. Факт остается фактом: в первый и, вполне вероятно, единственный раз МоМА показывает свою коллекцию в Европе. Разместилась выставка в Neue Nationalgalerie на Potsdamer Strasse, 50 и продлится до 19 сентября. Достаточно времени, чтоб и лондонцы сумели побывать в Берлине и посмотреть ее. Ведь кроме эстетического удовольствия, налицо и экономическая выгода: трансатлантический перелет в Нью-Йорк и посещение там МоМА обойдется нам куда дороже.
92 чемодана Толса Лупера (или Питера Гринуэя)
Не знаю как вам, а мне весной всегда хочется выбраться из Лондона хоть на денек. Пологие живописные английские холмы, мирно пасущиеся овечки, огромные открытые пространства с бескрайним опрокинувшимся куполом неба как рукой снимают стресс и усталость лондонской суетливой жизни. И, что еще заманчивее, практически куда бы ты ни поехал в Англии, всегда найдешь что-то интересное и примечательное. Например, если ваш путь лежит в Уорикшир, непременно посетите поместье Комптон-Верни (Compton Verney). Там, в семи милях от Стратфорда-на-Эвоне, коллекционер искусства и филантроп сэр Питер Мурес осуществил мечту своей жизни — открыл для публики новый центр искусств. Разместился центр в старинном поместье Комптон-Верни: возведенные в середине XV века здания расположились на землях прекрасного парка, спроектированного Ланцелотом "Capability" Brown. Многое повидал за свою многовековую историю Комптон-Верни: перестройки, смену владельцев. Когда 10 лет назад сэр Питер Мурес приобрел поместье, оно находилось в довольно-таки плачевном состоянии — несмотря на то, что значилось в списке зданий Великобритании, представляющих наибольшую архитектурную ценность. Покупая и планируя, Мурес не мог и предположить, что проект реставрации зданий, достройки и открытия художественного центра выльется в 64 миллиона фунтов. Но что не сделаешь ради любви к искусству! Сэр Питер Мурес говорит: "Благодаря моему происхождению и путешествиям, я имел возможность наслаждаться искусством самых разных культур и исторических периодов. И я всегда хотел разделить с другими радость, которую искусство способно дать каждому из нас".
В Комптон-Верни разместилось шесть коллекций: бронзовые и гончарные изделия древнего Китая, немецкая живопись и скульптура XV-XVII вв., британские портреты и мебель XVI-XVII вв., коллекция неаполитанских пейзажей XVI-XVIII веков и, наконец, самое большое в Британии собрание народного искусства. Однако главная приманка галереи сегодня — инсталляция одного из наиболее самобытных и спорных режиссеров мирового кинематографа Питера Гринуэя. Впервые это имя прогремело в 1983 году, когда вышел его первый художественный фильм "Draughtsmen Contract". Такие фильмы, как "Живот архитектора", "Повар, вор, жена вора и ее любовник", "Книги Просперо", "Восемь с половиной женщин" и другие снискали Гринуэю славу трудного кинорежиссера. Его работы многозначны и многослойны, часто рассчитаны на интеллектуалов и отталкивают своей откровенностью и сложностью широкую публику. Да и в среде кинокритиков отношение к его творчеству далеко не однозначное. По образованию художник, Гринуэй работает в короткометражном и полнометражном кино, пишет книги, курирует выставки, а также реализует проекты для оперных и драматических театров. Многочисленные выставки Гринуэя-художника прошли во многих музеях мира, включая Лувр. В Комптон-Верни Гринуэй представил инсталляцию "Чемоданы Толса Лупера". Толс Лупер — герой более ранних фильмов режиссера (а может быть, и его собственное alter-ego) выступает здесь в роли толкователя событий, происходящих в поместье, а также гида по выставленным коллекциям. В инсталляции 92 чемодана самых разнообразных форм и размеров: именно столько Лупер оставил или позабыл во время своих многочисленных путешествий. Цифра 92 выбрана не случайно: в таблице периодических элементов этому номеру соответствует уран — со всеми вытекающими отсюда смыслами и аналогиями. Содержимое чемоданов раскрывает личность Лупера, это ключ к его идеям, мыслям, увлечениям, к людям,которых он встречал, местам, которые он посетил. Чего здесь только нет! Куклы, нотные листы, игрушки, обувь, музыкальные инструменты, даже роман Толстого "Анна Каренина". В одном из чемоданов 92 любовных послания, которые отец Гринуэя посылал своей жене во время 1-й мировой войны. Одетый Оскаром Уайльдом актер читает их для зрителей вслух.
Я не буду подробно рассказывать о содержимом чемоданов Лупера — куда интереснее вам будет увидеть все самим. Скажу только, что в холле галереи — огромный блок льда и спящая живая женщина.
Когда вместе собираются эксцентрик и филантроп — результаты могут быть самыми неожиданными. И это еще не все — 300 человек и восемь компаний работают сейчас над производством трех фильмов и девяносто двух DVD — по одному на каждый чемодан.
Старинное поместье Комптон-Верни, представленные там коллекции и инсталляции Гринуэя кажутся мне заманчивой темой для нового путешествия.
Банкси: знаменитый аноним
Вполне вероятно, где-нибудь на лондонских улицах вам уже попадались на глаза граффити этого художника-партизана — можно сказать,подпольщика. Зовут его Банкси, но это только псевдоним: настоящее имя, как, впрочем, и сама личность этого самого популярного в Англии граффити-мастера остается загадкой. Это и понятно: ведь граффити — рисование красками на стенах зданий, заборов, поездов метро, мостов и любых других поверхностей не принадлежащих тебе объектов — в Великобритании считается занятием нелегальным и преследуется законом. До десяти лет тюрьмы можно схлопотать за эти художества, между прочим.
Это с одной стороны, со стороны местных советов и стражей порядка. С другой — художественной стороны — немало есть критиков, которые считают граффити частью городской культуры, этаким народным городским фольклором,то бишь, искусством. В разных странах проходили выставки граффити-художников, есть среди них и свои звезды. И хотя пик граффити-арт пришелся на 1980-е годы, стиль этот активно эксплуатируется в рекламе и сегодня — как язык, близкий и понятный многомиллионной армии молодых потребителей. Вот такой получается парадокс: хулиганство и искусство в одном лице.
Сам Банкси, кстати сказать, себя художником не считает. Он предпочитает слово вандал, точнее, "качественный вандал".
"Вандалит" он по-большому счету, на местах видных: колонне Нельсона на Трафальгарской площади, мостах или корпоративных зданиях в Сити. Используя по большей части вырезанные заранее трафареты, Банкси изображает улыбающихся полицейских, обезьян со средствами массового поражения, малышек, прижимающих к себе ракеты, актеров Джексона и Траволту в фильме "Pulp Fiction", палящих из винтовок спелыми бананами, или английского гвардейца, малюющего на стене слово "анархия". Иногда граффити Банкси — это только слова или короткие фразы: ирония и каламбур, утверждение или отрицание. На стене одного серьезного учреждения он оставил граффити такого содержания: "По приказу Национального агентства эта стена предназначается для граффити". Любит человек пошутить. Сам процесс создания граффити заставляет его кровь кипеть в жилах. "Нет ничего более возбуждающего, чем создавать живопись там, где ее никто не хочет видеть. С этим не сравнится даже большая персональная выставка в Тейт-Модерн", — заявил Банкси.
Тем не менее, у самого Банкси не так давно состоялась первая персональная выставка "Торфяная война" — в заброшенном гараже на востоке Лондона. Продлилась она, правда, всего несколько дней и была закрыта раньше срока полицией. Экспонатами были живописные работы, скульптура "Пьяница", инсталляции и, конечно, граффити автора.
Только на этот раз некоторые из них двигались: неутомимый Банкси притащил живых коров, овец и свиней и покрыл их своими граффити с головы до ног. По мнению автора, маркируя животных трафаретными изображениями, он как бы возвращает слову "brand" его первоначальное значение.
Разрисованные в цвета полицейской формы, или расчерченные полосами, напоминающими одежду узников концлагерей, а то и украшенные портретами Энди Уорхола, самим своим присутствием животные создали вокруг выставки небывалый ажиотаж. Однако надежды знаменитостей и почитателей Банкси встретиться на шоу с ним самим не оправдались: из соображений конспирации автор, прекрасно знающий о давно выписанном ордере на его арест, на собственную выставку не явился. Скандальная слава "культурного гангстера" приносит Банкси немалые дивиденды: плакаты с его граффити продаются в универмаге "Селфриджес", футболки с его слоганом идут нарасхват, поп-группа "Blur" заказала ему обложку для своего недавнего альбома, а полотна Банкси, по словам его менеджера, продаются по 10 тысяч фунтов. И хотя Банкси говорит, что не стал бы продавать свои работы коллекционеру-миллионщику Чарльзу Саачи, а предпочел бы, "чтобы они принадлежали тысячам людей", многие ли смогут приобрести работы по цене 10 тысяч за штуку?
P.S. В прошлом году только в Лондоне на очистку от граффити было истрачено 100 000 000 фунтов.